Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
653 ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ Наконец в 1931 году его просьба была удовлетворена, и он был освобождён от должности настоятеля Трифоно-Печенгского монастыря (с октября 1931 го да). После возвращения его в состав валаамской братии он принял великую схиму под именем Иоанн. На общем собрании братии 16 февраля 1932 года новым настоятелем боль шинством голосов был избран бывший диакон о. Паисий. Новоназначенный настоятель получил добрые напутствия и советы. Помощь в решении повсе дневных проблем ему оказывали члены монастырского управления казначей о. Иона и духовник о. Варсонофий, а также священник (пастор) из Петсамо Юрьё Ряме. Владея русским и финским языками, он переводил для монастыря приходившие из церковного управления деловые бумаги и, будучи человеком отзывчивым и услужливым, помогал, чем только мог. Богослужения старались проводить в соответствии с традиционным монастырским уставом. Периодически проводились инспекторские проверки монастыря —в 1928, 1934 и 1939 году. Отмечалось снижение численности и старение живущих в монастыре. Церковь Сретения выглядела неопрятно, стены облупились. Ико ностас потемнел, загрязнился. Подсвечники старые и давно не чищенные, церковные облачения для богослужений обветшали. Внешний вид монахов был незавидным, одежда обносилась. Церковь Рож дества Христова в Петсамо находилась в запущенном состоянии. В 1939 году в монастыре оставалось лишь 18 человек братии, из них 3 иеромонаха, 2 диакона, 11 монахов и 4 послушника. Почти сразу же после присоединения Печенги к Финляндии началось быстрое развитие иностранного туризма, всех привлекали отдалённость и эк зотика Петсамо. В 1936 году его посетили 14 ООО путешественников, и почти все они побывали в монастыре. Желающие поднимались по пешеходной тропе на вершину Генеральской сопки, откуда открывалась прекрасная панорама монастырского подворья, долины рек Печенги и Манны и такие дали, что ли ния горизонта сливалась с небом, простираясь до самого Ледовитого океана. С началом Зимней войны в декабре 1939 года Петсамо и Печенгский монастырь оказались в зоне активных военных действий. Население Петсамо пренебрегло эвакуацией, и часть гражданских и монахов были арестованы. Сгорели гостиница, баня, сапожная мастерская, плотницкая, кладовые, пекарни, помещения для скота, конюшня, а также многое из съестных при пасов и движимого имущества. К счастью, уцелел главный братский корпус, удалось спасти скот, но лошади были отобраны для нужд армии. В расте рянности и страхе наблюдали за происходящим монахи, опасались за церковь и монастырские святыни, неясной представлялась и своя собственная судьба. До 10 февраля 1940 года богослужений в церкви не проводилось, так как она была заселена солдатами. Дорогостоящие и ценные исторические предме ты культа были подняты на чердак церкви и хранились там. Спрятанные там ранее книги также сохранились, но те, что остались в боковом алтаре, были уничтожены. Скот и разнообразное продовольствие у монахов были забраны по квитан циям, с обещанием позднее уплатить по ним. Из воспоминаний очевидцев: «18 февраля 1940 года 11 человек арестовали и увезли в Союз, приказав взять с собой то, что сможем унести, и деньги, позднее арестовали и присоединили к ним настоятеля. Из Петсамо нас доста вили в Мурманск на пароходе, оттуда повезли в сторону г. Колы, разместили в жилищах для лагерных заключённых —в деревянных холодных домах. По том перевели в другое место. Деньги отняли, на руках осталась одна мелочь. На нее покупали пищу в дополнение к той, что взяли из монастыря. После заключения перемирия нас спросили, желаем ли мы остаться в Сою зе или возвратиться в Финляндию. Нам пытались напомнить о нашем русском происхождении и расхваливали русские достижения и жизнь, но мы были непреклонными. Затем нам объявили, что мы можем возвратиться в Финлян
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz