Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

653 ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ Наконец в 1931 году его просьба была удовлетворена, и он был освобождён от должности настоятеля Трифоно-Печенгского монастыря (с октября 1931 го­ да). После возвращения его в состав валаамской братии он принял великую схиму под именем Иоанн. На общем собрании братии 16 февраля 1932 года новым настоятелем боль­ шинством голосов был избран бывший диакон о. Паисий. Новоназначенный настоятель получил добрые напутствия и советы. Помощь в решении повсе­ дневных проблем ему оказывали члены монастырского управления казначей о. Иона и духовник о. Варсонофий, а также священник (пастор) из Петсамо Юрьё Ряме. Владея русским и финским языками, он переводил для монастыря приходившие из церковного управления деловые бумаги и, будучи человеком отзывчивым и услужливым, помогал, чем только мог. Богослужения старались проводить в соответствии с традиционным монастырским уставом. Периодически проводились инспекторские проверки монастыря —в 1928, 1934 и 1939 году. Отмечалось снижение численности и старение живущих в монастыре. Церковь Сретения выглядела неопрятно, стены облупились. Ико­ ностас потемнел, загрязнился. Подсвечники старые и давно не чищенные, церковные облачения для богослужений обветшали. Внешний вид монахов был незавидным, одежда обносилась. Церковь Рож­ дества Христова в Петсамо находилась в запущенном состоянии. В 1939 году в монастыре оставалось лишь 18 человек братии, из них 3 иеромонаха, 2 диакона, 11 монахов и 4 послушника. Почти сразу же после присоединения Печенги к Финляндии началось быстрое развитие иностранного туризма, всех привлекали отдалённость и эк­ зотика Петсамо. В 1936 году его посетили 14 ООО путешественников, и почти все они побывали в монастыре. Желающие поднимались по пешеходной тропе на вершину Генеральской сопки, откуда открывалась прекрасная панорама монастырского подворья, долины рек Печенги и Манны и такие дали, что ли­ ния горизонта сливалась с небом, простираясь до самого Ледовитого океана. С началом Зимней войны в декабре 1939 года Петсамо и Печенгский монастырь оказались в зоне активных военных действий. Население Петсамо пренебрегло эвакуацией, и часть гражданских и монахов были арестованы. Сгорели гостиница, баня, сапожная мастерская, плотницкая, кладовые, пекарни, помещения для скота, конюшня, а также многое из съестных при­ пасов и движимого имущества. К счастью, уцелел главный братский корпус, удалось спасти скот, но лошади были отобраны для нужд армии. В расте­ рянности и страхе наблюдали за происходящим монахи, опасались за церковь и монастырские святыни, неясной представлялась и своя собственная судьба. До 10 февраля 1940 года богослужений в церкви не проводилось, так как она была заселена солдатами. Дорогостоящие и ценные исторические предме­ ты культа были подняты на чердак церкви и хранились там. Спрятанные там ранее книги также сохранились, но те, что остались в боковом алтаре, были уничтожены. Скот и разнообразное продовольствие у монахов были забраны по квитан­ циям, с обещанием позднее уплатить по ним. Из воспоминаний очевидцев: «18 февраля 1940 года 11 человек арестовали и увезли в Союз, приказав взять с собой то, что сможем унести, и деньги, позднее арестовали и присоединили к ним настоятеля. Из Петсамо нас доста­ вили в Мурманск на пароходе, оттуда повезли в сторону г. Колы, разместили в жилищах для лагерных заключённых —в деревянных холодных домах. По­ том перевели в другое место. Деньги отняли, на руках осталась одна мелочь. На нее покупали пищу в дополнение к той, что взяли из монастыря. После заключения перемирия нас спросили, желаем ли мы остаться в Сою­ зе или возвратиться в Финляндию. Нам пытались напомнить о нашем русском происхождении и расхваливали русские достижения и жизнь, но мы были непреклонными. Затем нам объявили, что мы можем возвратиться в Финлян

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz