Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
652 нейшей деятельности потеря почти всей собственности была тяжелым ударом и породила множество новых трудностей. Монастырь должен был спрашивать разрешения даже на то, чтобы взять для ремонтных работ доски из своих же собственных запасов. Попытки обжалования результатов не принесли. И все это не лучшим образом сказывалось на настроении людей. Новым настоятелем в Печенгский монастырь в 1921 году был назначен монах Иакинф из Валаама, а его заместителем и помощником отец Азарий из того же монастыря. Отец Иакинф был из простых монахов сразу возведен в сан игумена, а отец Азарий —в иеромонахи. Судя по официальной переписи, количество проживавших в Печенгском монастыре монашествующих послушников, новичков-воспитанников и дру гих росло с 1901 года, и наибольшее их число отмечено в 1910 (209 человек) и в 1906 (213 человек) годах. Однако с 1914 года число насельников монасты ря начинает неуклонно снижаться: 1914-й—128 человек, с 1915-го по 1917-й— в среднем 90 человек, в 1918-м—67 насельников. В 1919 году наблюдается небольшой рост —76 человек, но уже в 1920-м—56 проживающих. Монастырское население было полностью русским. Потомки крещённых Преподобным Трифоном саамов не были ни монастырскими послушниками, ни монашествующими. Но нанимались, как правило, на сезонные сенокосные работы. До Тартусского мира у монастыря были обширные владения (земля, во доёмы, леса —12 185 десятин 990 локтей). Из всего этого финны дали в мо настырское пользование около 4 вёрст в длину и 2 версты в ширину, что составило 800 га, из которых земледельческих полей было 30 га, сенокосных лугов 20 га, пустошей 50 га и, кроме того, земля под строениями и леса. Финны из лютеранского прихода взяли себе в пользование церковь Рожде ства Христова в Петсамо (Печенга), отдельно стоящую колокольню с семью колоколами разной величины, 5 зданий и 10 хозяйственных построек. В так называемом Верхнем монастыре (Луостари) для размещения охраны взяли от дельное здание, а также заняли 14 теплых зданий и 11 холодных приспособили для хранилищ. Все работы в монастыре выполнялись соб ственными силами. Главным и, пожалуй, един ственным источником доходов была продажа се на, скашиваемого в изобилии с богатых мона стырских угодий. И только во время сенокоса на нимали дополнительную рабочую силу, в основ ном лопарей. В старые добрые времена в мона стыре занимались скотоводством и животновод ством. Теперь же осталось 4 коровы и 11 лошадей. Но и таким хозяйством управлять становилось все труднее. В течение 1922 года игумен Иак инф отправлял просьбы, жалобы, заявки, пытаясь получить из Валаамского или Коневецкого мо настырей новых послушников, но все безрезуль татно. На следующий год дали разрешение трем желающим переселиться в Петсамо, но таковых не нашлось. Монастырская братия с уважением и почита нием относилась к новому настоятелю, он был миролюбив, уравновешен, был настоящим авто ритетом для них в духовной жизни, отличался гостеприимством и доброжелательностью. Про шло несколько лет, игумен Иакинф в полной мере ощутил тяготы и трудности службы на должности руководителя монастыря. Но заветным его желанием все эти годы было возвращение в родной ему монастырь на Валааме. Рис. 278. Игумен Иакинф, впослед ствии принявший великую схиму. На стоятель Трифоно-Печенгского мона стыря с 19.10.1921 г. по октябрь 1931 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz