Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

652 нейшей деятельности потеря почти всей собственности была тяжелым ударом и породила множество новых трудностей. Монастырь должен был спрашивать разрешения даже на то, чтобы взять для ремонтных работ доски из своих же собственных запасов. Попытки обжалования результатов не принесли. И все это не лучшим образом сказывалось на настроении людей. Новым настоятелем в Печенгский монастырь в 1921 году был назначен монах Иакинф из Валаама, а его заместителем и помощником отец Азарий из того же монастыря. Отец Иакинф был из простых монахов сразу возведен в сан игумена, а отец Азарий —в иеромонахи. Судя по официальной переписи, количество проживавших в Печенгском монастыре монашествующих послушников, новичков-воспитанников и дру­ гих росло с 1901 года, и наибольшее их число отмечено в 1910 (209 человек) и в 1906 (213 человек) годах. Однако с 1914 года число насельников монасты­ ря начинает неуклонно снижаться: 1914-й—128 человек, с 1915-го по 1917-й— в среднем 90 человек, в 1918-м—67 насельников. В 1919 году наблюдается небольшой рост —76 человек, но уже в 1920-м—56 проживающих. Монастырское население было полностью русским. Потомки крещённых Преподобным Трифоном саамов не были ни монастырскими послушниками, ни монашествующими. Но нанимались, как правило, на сезонные сенокосные работы. До Тартусского мира у монастыря были обширные владения (земля, во­ доёмы, леса —12 185 десятин 990 локтей). Из всего этого финны дали в мо­ настырское пользование около 4 вёрст в длину и 2 версты в ширину, что составило 800 га, из которых земледельческих полей было 30 га, сенокосных лугов 20 га, пустошей 50 га и, кроме того, земля под строениями и леса. Финны из лютеранского прихода взяли себе в пользование церковь Рожде­ ства Христова в Петсамо (Печенга), отдельно стоящую колокольню с семью колоколами разной величины, 5 зданий и 10 хозяйственных построек. В так называемом Верхнем монастыре (Луостари) для размещения охраны взяли от­ дельное здание, а также заняли 14 теплых зданий и 11 холодных приспособили для хранилищ. Все работы в монастыре выполнялись соб­ ственными силами. Главным и, пожалуй, един­ ственным источником доходов была продажа се­ на, скашиваемого в изобилии с богатых мона­ стырских угодий. И только во время сенокоса на­ нимали дополнительную рабочую силу, в основ­ ном лопарей. В старые добрые времена в мона­ стыре занимались скотоводством и животновод­ ством. Теперь же осталось 4 коровы и 11 лошадей. Но и таким хозяйством управлять становилось все труднее. В течение 1922 года игумен Иак­ инф отправлял просьбы, жалобы, заявки, пытаясь получить из Валаамского или Коневецкого мо­ настырей новых послушников, но все безрезуль­ татно. На следующий год дали разрешение трем желающим переселиться в Петсамо, но таковых не нашлось. Монастырская братия с уважением и почита­ нием относилась к новому настоятелю, он был миролюбив, уравновешен, был настоящим авто­ ритетом для них в духовной жизни, отличался гостеприимством и доброжелательностью. Про­ шло несколько лет, игумен Иакинф в полной мере ощутил тяготы и трудности службы на должности руководителя монастыря. Но заветным его желанием все эти годы было возвращение в родной ему монастырь на Валааме. Рис. 278. Игумен Иакинф, впослед­ ствии принявший великую схиму. На­ стоятель Трифоно-Печенгского мона­ стыря с 19.10.1921 г. по октябрь 1931 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz