Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

651 ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ конфисковывались, что произошло и с банковским счетом Печенгского мона­ стыря в Архангельске. Политическое положение на Мурмане, и в частности на Печенге, было крайне сложным. Заветной мечтой соседней теперь Финлян­ дии было желание заиметь собственную гавань на берегу Ледовитого океана. После заключения Брест-Литовского мира между Россией и Германией в Пе­ ченге появились английские войска, остававшиеся здесь до октября 1919 года. Вдохновлённые идеей заиметь свой морской порт, англичане из Финляндии на Печенгу направляют группы военных, первую —27.04.1918 года, вторую — в феврале 1919 года. Пребывание их обеих на Печенге было кратким, и цель осталась не достигнутой. После англичан до марта 1919 года на Севере России у власти были «белые», затем на год пришла Красная армия. Постоянная смена власти тяжело сказывалась на укладе жизни Печенг­ ского монастыря. Монахи хотели лишь одного —продолжать мирную жизнь в трудах и молитвах, не участвуя в политических спорах. Поддерживая ста­ рые традиции обители, они никому не отказывали в куске хлеба, в участии в службах и скромных трапезах с братией. В те же времена в монастырской жизни произошли большие изменения. Скончался всеми уважаемый, возобновлявший многие годы монастырь дея­ тельный и энергичный архимандрит Ионафан. Обитель как бы осиротела, все понимали, что трудности смутного времени приблизили его кончину. Но­ вым настоятелем монашествующие выбрали Порфирия, который из-за болезни лишь полгода выполнял свои обязанности. Но и посланный из Соловецкого монастыря игумен Иннокентий вскоре (в сентябре 1919 года) скончался. События мировой политики продолжали потрясать Печенгу. 14 августа 1920 года между Советской Россией и Финляндией был заключен Юрьев­ ский (Дерптский) договор. Его следствием и явилось присоединение Печенги к Финляндской республике. Это привнесло изменения в жизнь обитателей Трифоно-Печенгской обители. С одной стороны, прерывалась связь с Россией, служившей ранее экономической, хозяйственной опорой монастырю и бывшей духовным центром православия. С другой стороны, присоединение к Финлян­ дии позволило монастырю продолжить его деятельность, тогда как в Совет­ ской России монастыри закрывались. Но в новых условиях появились и новые проблемы, особенно в отношении к православному монастырю в протестант­ ской Финляндии. Финны прибыли в Печенгу 14 февраля 1921 года, а русские покинули ее на­ кануне. В спешке, покидая Печенгу, они вывезли часть монастырского добра и забрали в Мурманск несколько монахов. В перечне вывезенного из мона­ стыря значились: коровы, лошади, олени, книги, строительные материалы, а также мебель из покоев настоятеля. А тем временем жизнь и деятельность монастыря продолжалась хоть и на прежней Печенгской земле, но уже в составе другого государства. Все русские наименования населённых пунктов были заменены финскими: так, Печен­ га —центр нового административного управления —стала называться Петса­ мо. В июле Печенгу посетил президент Столберг. После торжественной встре­ чи и молитвы монахи поделились с ним своей озабоченностью. Он успокоил их, сказав, что оснований для тревоги нет, продолжать свою деятельность монастырю разрешается под защитой закона Финляндии. Но впереди ждал раздел имущества, так как в соответствии с решени­ ем финского Государственного Совета от 30.12.1912 года вся монастырская собственность подлежала передаче финскому государству. Финское государство передало монастырю в пользование около 10 процен­ тов его бывшей земельной собственности. Церковь Рождества Христова в Петсамо (Печенге) была передана люте­ ранской общине. Почти все постройки, здания Нижнего монастыря (Петсамо) переходили в собственность финского государства. Для братии монастыря и его даль

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz