Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
646 Сохранились воспоминания Айли Пёльккю, в детском возрасте жившей в окрестностях Печенги и хорошо знавшей монаха Акакия. Po lkky А. (Пёльккю А.): «Монахи относились к нам дружелюбно. Они лю били детей, угощали нас и всегда приглашали приходить еще. Часто пред лагали нам горячего чаю с вареньем. Угощали испеченным в монастырской пекарне черным „кирпичным** хлебом и белым ситным, это было действитель но очень вкусно. Если мы приходили во время трапезы, то нам говорили: „Пожалуйте к столу**. Монах Акакий, настоящее имя его было Андрей Кузнецов, был конюхом. Он вместе с другими трудниками монастыря с заботой ухаживал за лошадьми и коровами. Перед зимней войной у него был маленький отпуск, он прово дил его в нашей деревеньке (Jokikyla) у реки. Он жил на берегу в избушке Никандра и ловил сёмгу, т. к. поблизости была хорошая тоня. Мы с Юсси, моим дядей по линии матери, иногда вечерами навещали Акакия. И всегда перед нашим уходом, прощаясь, он приглашал нас приходить завтра снова. Он очень любил рисовую кашу, и мы просили у мамы: „Дай молока, мы идем к Акакию варить кашу“. Когда каша упревала в чугунном котелке, Акакий ставил его на стол и давал нам деревянные ложки, которые он всегда выстру гивал в свободное время, пока он рыбачил. Он клал в кашу много масла, и мы ели рисовую кашу все вместе из котелка с огромным аппетитом». (Petsamo. Тагиа vaiko totta,—Tirnio, 1993.—S. 43.) Черепанов A .M .: «На берегу Печенгской бухты стояло несколько строений: барак, склад, да, пожалуй, и все. Как и в предыдущих становищах, пароход не дошел до берега километра 2-3. Подошел баркас или два, нас и предна значенный сюда груз выгрузили в баркасы и мы отплыли к берегу. Прибытие. Нас заставили разгружать. Носили мешки с мукой по 4,5 пуда. Другие мои товарищи носили по вдвоём, а я носил один по мешку. Я смолоду, да и всю жизнь на силу не обижался. Пришли после выгрузки в барак, на столах медные чайники, ржаной хлеб и деревянные ставцы, полные сахару. Было обидно, что столько сахару, а нам на него смотреть тошно. Пошли дальше, в монастырь. Идти еще нужно было 18 км. Монастырь, по преданию, был здесь на берегу и его во время царствования сыновей царя Иоанна и Федора разорили шведы. Монахов перебили, монастырь разграбили и сожгли. А куда мы пошли, там был скит, куда преподобный Трифон — Печенгский чудотворец уходил молиться и еще до разграбления помер. Там, на месте, где он похоронен, стояла часовенка, и мощи находились под спудом, еще не открытые. Шли пешком, местность —мох и очень мелкий кустарник из березок. От скита к морю проводили дорогу, возили песок, он только и был в одной неболь шой горе. Рыли канавы. Земля —чернозем, оттаивает летом только на аршин в глубину, а глубже вечная мерзлота. По приходе в монастырь —скит. Нас повели в баню. Баня очень хорошая, мылись каждую субботу. Здесь же в бане сменили всю одежду: выдали по са погам, халату, а на голову островерхий колпак из плисовой материи (скуфья). Работа в монастыре. В монастыре было две столовые, одна для рабо чих, другая для братии —монахов, называлась братская трапеза. В рабочей трапезе по скоромным дням варили мясной суп из солёной оленины и кашу пшенную соответственно со скоромным, т. е. растительным, или животным маслом. Хлеба давали вволю, чаю —один и сахару —три фунта на месяц. Вволю давали очень хороший квас из солода. Одним словом, кормили хо рошо. По праздникам давали белого хлеба —четверть булки обыкновенного пирога. Но и работы спрашивали не по нашим летам. Вставали по колотушке (висела доска и в нее ударяли молоточком) в 5 часов утра, в 6 —выход на ра боту, в 10 часов —чай на час, в 2 часа дня обед и 2 часа давалось на отдых. В 8 часов вечера —конец работы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz