Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
639 ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ лопарь смотрит на них, как на покровителей того или другого своего занятия и сообразно с тем, чем он занимается в данное время года, он и выбирает себе святого; так во время весеннего лова он чтит одного святого, во время лет него лова —другого и т.д. Это объясняется двумя обстоятельствами: частью тем, что святые, некоторые, по крайней мере, заменили ему его языческих богов, частью тем, что начало или конец лова совпадает с тем или другим праздником православной церкви. < ...> Из покровителей-святых у лопарей следует упомянуть о верованиях в Свя тителя Николая Чудотворца и в свв. Апост. Петра и Павла. Первый счита ется покровителем рыболовов во время морского лова; он посылает хорошую или дурную погоду. Что касается до свв. Петра и Павла, то они являют ся покровителями весеннего лова и в это-то именно время лопарь, приезжая в церковь, ставит им свечки; когда начинается летний лов, начинают молить ся Илье-пророку, так как он является покровителем этого лова. Св. Евстафий Плакида считается покровителем оленей. Более всего чтится, однако, лопа рями их просветитель преп. Трифон и это, пожалуй, единственный святой, о котором лопари имеют более ясное представление и о котором у них ходят рассказы и предания; лопари довольно хорошо помнят историю введения в их среде христианства, хотя сказывают, например, что преподобный явился из России, долго среди них жил, обходил их землю и крестил; но лопари не хо тели принимать св. крещения и делали разные неприятности св. Трифону; раз они собрались большой толпой к нему и, когда преп. Трифон вышел, они схва тили его за волосы и долгое время волокли его, вследствие чего он оплешивел (пр. Трифон, как известно, изображается на иконах плешивым); Бог наказал лопарей за это и сделал так, что между лопарями теперь много плешивых (Массельга, Нотозеро, Сонгелы). < ...> О происхождении Айновых и Кильдинского островов сохранилось преда ние, что нойды, недовольные успехами новой проповеди среди лопарей, хотели Айновыми островами запереть вход в Печенгскую губу, а Кильдинским остро вом вход в Кольскую губу, чтобы досадить преп. Трифону. До сих пор лопари показывают еще кресты, которые, по их преданиям, ставил преп. Трифон, желая провести границу между крещеной лопью и некрещеною. .. .К числу дней, чтимых современными русскими лопарями, следует от нести для печенгских и пазрецких лопарей день Ивана Постного... В день Ивана Постного лопари печенгские едят рыбу, но голову ее не трогают: это происходит оттого, что этот день лопарями называется безголовным днем (востамес, войве-темас). В этом нельзя не видеть также влияния на лопарей русских их соседей: обычай не есть в этот день ничего круглого, как извест но, распространён в очень многих местностях России. В том, что к этому дню приурочено начало нового года, следует также видеть влияние русских, начинавших свой год до Петра I с 1 сентября: лопарский год приурочен лишь к наиболее близкому к этому числу празднику. Рассказ о разрушении Печенгского монастыря записал о. Константин Ще колдин среди Пазрецких лопарей... Для разрушения Печенгского монастыря шведов шло много. Их заметил на тундре около Пазрецких озёр лопарь Иов. Он хотел об этом дать весть скорей в монастырь: поехал для этого на оленях, но дорогой отморозил себе руку. Ему пришлось заехать в амбар и обвертеть руку мехом куницы; поехал он со своей слепой сестрой, а лыжи привязал к саням. По дороге застала его метель и он потерял одну лыжу. К тому же олени, испугавшись бури, не пошли дальше. Он остановился и сделал для сестры куваксу и поскорей приготовил лыжу; сам же пошел далее, ведя за собой оленей, и местами ехал, местами шел пешком. Тем временем шведы успели уже дойти до Печенгского монастыря, напа ли на него, монахов убили, а монастырь зажгли. Приехал лопарь к монасты рю, увидал, что он весь горит. Из огня вылетело три лебедя. Шведы постояли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz