Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

639 ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ лопарь смотрит на них, как на покровителей того или другого своего занятия и сообразно с тем, чем он занимается в данное время года, он и выбирает себе святого; так во время весеннего лова он чтит одного святого, во время лет­ него лова —другого и т.д. Это объясняется двумя обстоятельствами: частью тем, что святые, некоторые, по крайней мере, заменили ему его языческих богов, частью тем, что начало или конец лова совпадает с тем или другим праздником православной церкви. < ...> Из покровителей-святых у лопарей следует упомянуть о верованиях в Свя­ тителя Николая Чудотворца и в свв. Апост. Петра и Павла. Первый счита­ ется покровителем рыболовов во время морского лова; он посылает хорошую или дурную погоду. Что касается до свв. Петра и Павла, то они являют­ ся покровителями весеннего лова и в это-то именно время лопарь, приезжая в церковь, ставит им свечки; когда начинается летний лов, начинают молить­ ся Илье-пророку, так как он является покровителем этого лова. Св. Евстафий Плакида считается покровителем оленей. Более всего чтится, однако, лопа­ рями их просветитель преп. Трифон и это, пожалуй, единственный святой, о котором лопари имеют более ясное представление и о котором у них ходят рассказы и предания; лопари довольно хорошо помнят историю введения в их среде христианства, хотя сказывают, например, что преподобный явился из России, долго среди них жил, обходил их землю и крестил; но лопари не хо­ тели принимать св. крещения и делали разные неприятности св. Трифону; раз они собрались большой толпой к нему и, когда преп. Трифон вышел, они схва­ тили его за волосы и долгое время волокли его, вследствие чего он оплешивел (пр. Трифон, как известно, изображается на иконах плешивым); Бог наказал лопарей за это и сделал так, что между лопарями теперь много плешивых (Массельга, Нотозеро, Сонгелы). < ...> О происхождении Айновых и Кильдинского островов сохранилось преда­ ние, что нойды, недовольные успехами новой проповеди среди лопарей, хотели Айновыми островами запереть вход в Печенгскую губу, а Кильдинским остро­ вом вход в Кольскую губу, чтобы досадить преп. Трифону. До сих пор лопари показывают еще кресты, которые, по их преданиям, ставил преп. Трифон, желая провести границу между крещеной лопью и некрещеною. .. .К числу дней, чтимых современными русскими лопарями, следует от­ нести для печенгских и пазрецких лопарей день Ивана Постного... В день Ивана Постного лопари печенгские едят рыбу, но голову ее не трогают: это происходит оттого, что этот день лопарями называется безголовным днем (востамес, войве-темас). В этом нельзя не видеть также влияния на лопарей русских их соседей: обычай не есть в этот день ничего круглого, как извест­ но, распространён в очень многих местностях России. В том, что к этому дню приурочено начало нового года, следует также видеть влияние русских, начинавших свой год до Петра I с 1 сентября: лопарский год приурочен лишь к наиболее близкому к этому числу празднику. Рассказ о разрушении Печенгского монастыря записал о. Константин Ще­ колдин среди Пазрецких лопарей... Для разрушения Печенгского монастыря шведов шло много. Их заметил на тундре около Пазрецких озёр лопарь Иов. Он хотел об этом дать весть скорей в монастырь: поехал для этого на оленях, но дорогой отморозил себе руку. Ему пришлось заехать в амбар и обвертеть руку мехом куницы; поехал он со своей слепой сестрой, а лыжи привязал к саням. По дороге застала его метель и он потерял одну лыжу. К тому же олени, испугавшись бури, не пошли дальше. Он остановился и сделал для сестры куваксу и поскорей приготовил лыжу; сам же пошел далее, ведя за собой оленей, и местами ехал, местами шел пешком. Тем временем шведы успели уже дойти до Печенгского монастыря, напа­ ли на него, монахов убили, а монастырь зажгли. Приехал лопарь к монасты­ рю, увидал, что он весь горит. Из огня вылетело три лебедя. Шведы постояли

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz