Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
636 и обращен в кладбище, которое находится на островке в вершине Кольского залива, против самого города, и до сих пор называется Монастырским остро вом». (Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. I: Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764-95 по 1 июля 1890 года (594 монастыря).—СПб., 1890.—С. 377, 378.) «Печенгский —Троицкий —Трифонов мужской общежительный мо настырь —Архангельской губернии, Кольского уезда. Основан преп. Трифоном в 1533 г. В 1590 г. обитель была разорена шведами и переведена в Колу, в 1764 г. закрыта, а в 1885 г. восстановлена на прежнем месте для противодействия пропаганде католиков, лютеран и раскольников и для распространения пра вославия среди лопарей. В старину монастырь служил важным пунктом для сближения Москвы с Мурманской окраиной и вёл обширную торговлю: одной соли он продавал внутрь России до 40 тыс. пудов». (Ср. «О Печенгском монастыре в Русской Лапландии» Д. Островского; «Церк. Вед». (1888, № 13 и 14); «Трифоно-Печенгский монастырь» —Н. К. (ів., 1889, № 47, 48); и ст. Сидорова, в «Трудах Общества для содействия промышленности и торговле».—1884, ч. XIV). (Энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А. и Эфрона И. А. Т. V.- СПб., 1891.) «Вопрос о восстановлении Печенгского монастыря возник в связи с об щим вопросом о колонизации Мурманского берега в 1881 г. .. .Окончательное решение вопроса состоялось только в начале 1886 года. Труды, сопряжённые с делом восстановления монастыря, согласился принять на себя наш знаме нитый Соловецкий монастырь, а потому и было решено: Печенгскую обитель приписать к Соловкам, а строителем назначить ризничего Соловецкой обите ли Никандра... Окончательный выбор остановился на пустынном месте, где сохранилась церковь во имя Сретения Господня, в которой почивают мощи препод. Трифона, Ионы и Германа. Возобновляемый монастырь преподобного Трифона находится в расстоя нии 158в. от Колы и в 15 верстах от берегов Ледовитого океана по р .Печенге, порожистый фарватер которой, как говорят, исправить нетрудно монастырски ми средствами. Есть и другой путь, грунтовой, прямо от берега моря к мо настырю, длиною вёрст в 10 по лесистой, почти ровной местности. Площадь, занятая под святую обитель, довольно живописна, представляя возвышенный полуостров, омываемый Печенгою и ее притоком Манною; древесная расти тельность: берёза и другие деревья северного края; много травы, полевых цве тов, грибов и ягод; огородничество обещает пойти успешно. Сохранившийся храм очень крепок до сих пор, дерево нисколько не попортилось и старин ные образа уцелели очень хорошо. При храме колокольня. Помещение для братии имеется порядочное; .. .инвентарем, продовольствием, одеждою и всем необходимым монастырь снабжен совершенно достаточно. Таковы были сведения о положении возобновленной обители в первый год ее существования... С течением же времени... в монастыре были построены двухэтажный корпус для братии, кузница, службы, заведены скотный двор, огороды, кирпичный завод; с тем вместе монастырь уже стал проводить дороги по местности, которая никогда их прежде не знала, и уже учредил школы при двух колониях... По справедливому замечанию докладчика (Д. Н. Островского), Печенг ский монастырь важен как русский населённый пункт среди обширных пу стынь Лапландии, где он призван насаждать семена Христова учения и граж данственности; религиозное же его значение особенно важно ввиду того, что католицизм давно уже стремится захватить этот край для своей пропаганды.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz