Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

633 ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ увидим из грамоты Колоспеченскому монастырю 1675 года. К этому времени, кажется, надобно отнести и распространение самой обители, и устройство от­ дельных погостов, по мысли же преподобного Трифона... Желая уединиться для безмолвного служения Богу, основал небольшую пустынь там... где была им построена и церковь во имя Успения Богородицы, и где, по завещанию, был он первоначально погребен в 1583 году. Автор жизнеописания преподобного Трифона при этом замечает: „По Большому Чертежу видно, что пустынька эта в последствии обратилась в монастырь.. ...В 1590г. был разорен и выжжен шведами Печенский монастырь, тогда уже довольно многолюдный... Шведы, ограбив все здания монастыря и предав огню храмы, избили иноков в числе 51 человека, а послушников и рабочих в числе 65 человек. .. .Известно, что иноки разоренного Печенского монастыря вновь собра­ лись на месте старой обители, и что там даже в 1724 году, когда уже давно существовал Новопеченский монастырь на р. Коле, на месте старого Печен­ ского монастыря на р .Печенге, была церковь Сретения Господня... . .. по воле царя Феодора Иоанновича... новый монастырь воздвигнут был в Кольском остроге и назван Колоспеченским (или правильнее, Кольским-Пе- ченским), к нему была приписана церковь Благовещения от Кольского остро­ га. Церковь эта и обитель сгорела в 1619 году. Обитель вновь была постро­ ена, но уже не в остроге Кольском, а за рекою Колою, и этот монастырь назван был Новопеченским. В 1724 году в нем упоминается три церкви: Тро­ ицкая, Успенская и Петра и Павла. Новопеченский монастырь был упразднен в 1764 году...» (Мурманский и Терский берега по книге Большого Чертежа.—СПб., 1 869 ,-С. 53-55.) «А от того Печенского старого монастыря до Печенского лопского погоста, где печенские лопари живут... от Кольского острогу . . .—130 вёрст. А живут в том погосте крещёные лопари русские веры 20 человек. И те печенские лопари... за Печенским монастырем даны в крестьян ме­ сто, дани государевы в Кольский острог не платят». (Роспись лопарским погостам 1623-24 гг. / / Сб. материалов по истории Кольского п-ова в XV1-XVII вв.—Л., 1930.—С. 55, 57.) Богословский М.: «Печенгский монастырь. На старом пепелище на реке Пе­ ченге были поставлены 3 часовни. При этих часовнях жило по два ежегодно сменявшихся старца, приезжавших из монастыря. Как замечает писцовая книга 1608 г. [Кольско-Печенгскому монастырю] принадлежала вся река Печенга с притоками и лешими озерами, рыбные лов­ ли по Печенгской губе, два острова против устья Печенги, где монастырь держал свои оленьи стада. В Печенгском монастыре было 61 дьячков и трудников да 150 наемных казаков (работников). В широкой степени на промыслах применялся вольно-наемный труд... .. .Промысловые угодья Кольских посадских людей делились на две кате­ гории: оброчные, с которых шел в казну оброк денежный или натуральный в размере десятой доли продукта, и луковые, положенные в особые податные единицы „луки“, также составлявшие местное отличие Кольского уезда. Дань с лука в XVI веке положена была натурою: по 37 белок и по ролдуге. По книге 1608 г. она переведена была уже на деньги. Кроме того с этих угодий плати­ лась еще „дань датскому королю", владевшему Норвегией, с которой Мурман не имел еще тогда прочно установленных определённых границ». (Земское самоуправление на русском Севере в XVII в. Т. I,—М., 1909.— С. 69, 60, 112.) Савич А. А.: «...Книги, содержащие в себе обозрение состава и численности

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz