Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
632 В лето 6828... Лука ходи на Мурманы, а Немци избиша ушкуи Игната Малыгина». (Новгородская четвертая летопись / / Полное собрание русских летописей,—СПб., 1848,—Т. IV.—С. 49.) Соловьев С.М.: «На далеком севере продолжалось обращение лопарей: при Иоанне IV кончил свои подвиги относительно обращения кольских лопа рей Феодорит, печенгских —Трифон. Уроженец Новгородской области, Три фон с молодых лет пристрастился к пустынной жизни; странствуя по лесам своей родины, он услыхал голос, говоривший ему, что не в них он должен ис кать Христа, что его ждет земля необетованная, непроходимая, необитаемая и жаждущая. Трифон отправился к берегам моря-океана, поселился в пу стынной стране на реке Печенге , жил бездомно и бескровно и начал поучать окрестных лопарей новой вере; дело было трудное: колдуны-кебуны лопские, не умея оспорить Трифона словом, били, терзали его, собирались убить; но в толпе дикарей являлись защитники, слышались голоса: „Чем же он вино ват? Говорит он нам о добром деле, о царствии божием, смерть нашу называет сном, говорит, что воскреснем; оставим его теперь, а если найдем в нем вину, тогда убьем". Трифона выгоняли, но он возвращался и успел огласить многих лопарей; приведённый им из Колы священник крестил оглашенных и освятил им церковь. Но в то время как ревностные проповедники распространяли христианство на пустынных берегах Северного океана, новгородские владыки должны были бороться с язычеством, упорно державшимся в Воцкой пятине: в 1534 году новгородский архиепископ Макарий должен был писать в Воцкую пятину, в Чудь и во все копорские и ореховские уезды к тамошнему духовенству: „Здесь мне сказывали, что в ваших местах многие христиане заблудили от истинной веры, в церкви не ходят и к отцам своим духовным не приходят, мо лятся по скверным своим мольбищам деревьям и камням...“ Архиепископ для искоренения этих беспорядков послал в Вотскую пятину священника и двоих своих детей боярских с приказанием скверные мольбища разорять и истреб лять, огнем жечь... Но распоряжения Макария остались недействительными, потому что через 13 лет преемник его, архиепископ Феодосий, должен был повторить те же самые увещания и распоряжения, указывая на те же самые беспорядки...» (История России с древнейших времен. Т. 7-8, кн. IV.—М., 1994.— С. 75, 76.) Огородников Е. К.: «Основанию Печенгского монастыря , как видно из жиз неописания Преподобного Трифона, предшествовало поселение этого пустын ножителя на берегах реки Печенги около 1524 года, когда он впервые появился среди диких лопарей и приготовил многих из них к восприятию св. креще ния, но не крестил их, потому что не имел тогда сана священника и не был иноком. Он побывал потом в Новгороде, испросил у архиепископа Макария грамоту на построение храма и привел с собою новгородских плотников. Де ревянный храм вскоре был построен, но несколько лет оставался не освящен ным, и только в 1532 году, по просьбе строителя прибыл на р .Печенгу из Колы иеромонах Илия, который освятил храм в честь Св. Троицы, крестил лопарей, а самого строителя постриг в монашество, под именем Трифона. Са мый монастырь, как видно из сказаний об его основании, возник вскоре за освящением храма, хотя в первые годы препод. Трифону трудно было най ти средства к обеспечению обители. Бедность монастыря была такова, что и через сто лет после основания иноки писали о нем, что „монастырь стоит на украйне, на Студеном море; пашни... около монастыря нет, земля камени стая и стужа великая, во все лето снеги мало сходят". Заботы об обеспечении обители вынудили преп. Трифона на новое путешествие в Новгород и Москву в 1556 году, и тогда Трифон получил от царя Ивана Васильевича Грозного грамоту на владение Лопарским поморьем от Печенги и даже за р. Колу, как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz