Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

625 ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ на плоды деятельности диакона Феодорита со старцем Митрофаном. В 1534 и 1535гг. по поручению архиепископа иеромонах Илия объезжал инородче­ ские поселения новгородской епархии, истребляя в них остатки язычества; Трифон, по его житию, встретив этого Илию в Коле, упросил его освятить построенную за 3 года перед тем церковь на Печенге и крестить лопарей. Трифон бывал на Коле; Курбский пишет, что Феодорит в конце своей жизни ездил с Вологды в Колу и Печенгу. Т. о., оба просветителя, действуя в разных местах почти в одно время достигли успехов, основали монастыри и легко могли завязать взаимные отношения. („Место Троицкого Феодоритова мона­ стыря указывают близ Колы, где ныне кладбище". Опис. Колы, Рейнеке.— СПб., 1830). Биографию Трифона Печенгского, Варлаама Керетского... соловецкая биб­ лиотека сохранила в одном или двух списках... Русские агиографические со­ чинения рассеяны по рукописным сборникам ХѴ-ХѴІ1Івв., но значительный массив таких сборников, хранившийся в Соловецком монастыре, во время Крымской войны был вывезен в Казань... Сумма наблюдений над жителями укрепляла вывод о вторичности мона­ стырской колонизации, которой предшествовала колонизация крестьянская, с . . .> подземельные акты дают наиболее внушительную картину внутренней колонизации». (Из послесловия: Для историков русского феодализма суще­ ственно важно мнение Ключевского о слиянии монастырской колонизации и колонизации крестьянской). (Древнерусские жития святых как исторический источник,—М., 1988.— С. 337-342.) Жалованная Грамота Ивана Грозного Печенгскому монастырю 2 2 но­ ября 1556 г. Гулевич В.: «Грамота Иоанна Грозного указывает на то, что после введения христианства в Русской Лопландии смотрели на нее, как на Царскую соб­ ственность, которую он имел право дарить, кому и как он желал, и после издания грамоты 1556 г., лопари, жившие в погостах Мотовском, Лицком, Урском, Пазрецком , Печенгском и Нявденском, сделались крепостными, или крестьянами Печенгской обители... Поморы и в настоящее время называ­ ют лопарей крестьянами, а себя —свободными промышленниками. Введение христианства в этом крае имело сильное влияние на лопарей, и многие из них начали собираться после крещения для молитв в устроенном Кольском селении, Печеньге и Паз-реке; поэтому эти местности играли впоследствии немаловажную роль в истории Русской Лопландии. Благодаря трудам и забо­ там основателя Печенгской обители преподобного Трифона, дарственные ло­ пари начали группироваться около монастыря в некоторой степени оседлыми и более укрепленными в новой вере. В то же время, как одни лопари сосре­ доточились около Печенгской обители,—кольские, туломские, терские и др. собирались около Кольского селения, которое по приказу Иоанна Грозного, было названо Кольскою волостию с особенным старшиной». (Русская Лапландия и ее промыслы.—Архангельск, 1891.—С. 6 - 8 , 78.) Два варианта перевода текста Грамоты: I. «По умолению детей наших Царевича Князя Иоанна Иоанновича и Цареви­ ча князя Феодора Иоанновича пожаловал есьма Его Царского богомолия от студеного моря Океана с Мурманского рубежа Пресвятыя Живоначальныя Троицы Печенгского монастыря Игумена Гурия с братьею, или кто в том монастыре иный игумен и братия будут, вместо руги и вместо молебных и па­ нихидных денег для их скудности на пропитание в вотчину Морскими губами Мототскою и Лицкою и Урскою и Пазрецкою и Нявдемскою губами, в море всякими рыбными ловлями и морским выметом, коли из моря выкинет кита, или моржа, или какого иного зверя, и морским берегом, землею, островами, реками и малыми ручейками и с верхотинами и тонями и лесами и лесны

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz