Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

624 несколько тысяч лопарей. Инок Феодорит, посвященный в сан иеромонаха, священнодействовал в обители. Царь Иван Грозный, в лучшую, добрую эпо­ ху своего царствования, много помог этому монастырю, пожаловал ему все рыбные угодья, а царевич Федор так увлекся речью Феодорита, когда тот был в Москве и говорил о важности иметь православный храм в полночной стране, что, сняв с себя дорожное платье, пожертвовал его на монастырь. В 1572 году в монастыре было уже 50 человек братии, кроме послушников. Будучи светочем православия в этой дикой стране, монастырь оказал и по­ литическую заслугу —обратил внимание московского правительства на край, не дал перейти ему во владение датчан и шведов, оживил безлюдный край, вызвал торговые сношения с Англиею, а потом и с Голландиею. В 1590 году, через 7 лет после смерти преподобного Трифона, монастырь был разрушен и сожжен шведскими разбойниками... От монастыря остались только одне развалины, да, дальше на севере, убогая церковь свв. Бориса и Глеба, близ которой вероятно крестили первых лопарей-христиан". В „Географическо-Статистическом словаре" же, напротив того, говорится: что основателем Троицко-Печенгской обители был „крещеный еврей" Трифон; что после уничтожения обители шведами в 1590 году, обитель была пере­ несена в Колу и только в 1764 году она была там упразднена и обращена в кладбищенскую церковь, и что на месте монастыря оставалась церковь». (Наш Север,-СПб., 1896 ,-С. 324, 325.) Жития святых как исторический источник Ключевский В. О.: «Позднейший биограф Трифона Печенгского говорит, что первое житие, писанное „самовидцами" пропало во время разорения монасты­ ря шведами в 1589г., но чтители святого сохранили сведения о нем в малых книжицах и кратких записках, из которых и составилась уцелевшая биогра­ фия. (Напеч. невполне в „Правосл. Собеседнике" 1859 г. II, 94). При чтении жития легко заметить разницу в изложении двух его половин: в первой жизнь Трифона до основания им монастыря описана стройно, но в самых общих чертах, как она хранилась в памяти поздних иноков этого монастыря; вторая составлена из нескольких отрывочных рассказов. Житие написано во вто­ рой половине XVII века, не раньше Никонова патриаршества. Если последнее чудо не прибавлено к житию другой позднейшей рукой... Когда Трифон про­ свещал лопарей на Печенге, то же святое дело делал на Коле соловецкий монах Феодорит, о котором любопытные биографические сведения сообщил сын его духовный, князь Курбский в своей истории царя Ивана. Курбский не все периоды жизни Феодорита знал одинаково и особенно неясно изобра­ зил его деятельность на далеком Севере. Однако ж, по его указаниям можно видеть, что Феодорит прибыл на Колу незадолго до 1530 года; через 20 лет, просветив местных Лопарей и основав при устье Колы Троицкий монастырь, он покинул Север и в 1551-1552 гг. сделался архимандритом Евфимиева мо­ настыря в Суздале... Преосвященный Макарий поправляет 20 на 12 и по­ лагает начало проповеди Феодорита после 1542г. (История Русской церкви VI, 326)... Мы думаем, что Феодорит прожил на Коле всего 20 лет, и что Курбский... перемешал хронологический порядок... Курбский ни слова не го­ ворит о Трифоне; но исследователи старались с точностью определить его отношение к Феодориту... Максим Грек и Лев Филолог со слов соловецких монахов согласно с летописью говорят, что в 1520-х гг. среди Мурманской и Кандалакшской лопи обнаружилось сильное движение к христианству. Ес­ ли о Феодорите не сохранилось особого предания в местном населении, это объясняется тем, что он был одним из многих виновников этого движения, забытых позднее приходившими русскими поселенцами... Неизвестны сея­ тели христианства на Кандалакшском берегу, откуда в 1526 году явились в Москву лопари с просьбой об антиминсах и священниках; но известие ле­ тописи о такой же присылке в Новгород с Колы в конце 1531г. указывает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz