Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
623 ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ в 1574 г. запустение Керецкой волости, говорит: „а запустели дворы и места дворовые пустые и тони и варницы и всякие угодья от лета 7076 (1568) году от лихово поветрея и от голоду и от басаргина правежу и от двинского иску“ . Эта фраза почти буквально повторяется и другими писцами и дозорщиками, когда они пытаются выяснить причины запустения в 70 годы 16 столетия и других Беломорских волостей... Сопоставляя ряд данных, мы можем с пол ной уверенностью сказать, что наиболее тяжелыми для Беломорского насе ления были 1568-1570 гг. „Немецкая война" 1590-1592 гг. лишь довершила начавшийся уже ранее процесс». (Соловецкая вотчина в XV-XVII вв.—Пермь, 1927,—С. 58-60.) Rae Е. (Рае Е.): «Трифону было видение Спасителя, который велел ему ид ти и распространять Евангелие (христианство) среди дикарей в пустынных и недоступных землях. Апостол лопарей также построил монастырь в устье Печенги; по своей инициативе он ездил в Москву к Ивану Васильевичу до биваться дарственной грамоты на определённые земли для передачи их в соб ственность монастыря. Святость и известность Трифона привлекли сюда множество монахов и па ломников. Благодаря привилегиям, дарованным грамотой, Печенгский мона стырь стал богатым и приобрел большую власть. Монахи имели свои китовые и другие рыбные промыслы, строили корабли в устье р. Печенги и посылали . .. соль ежегодно в Колу в обмен на муку, воск, полотно и т. п. Монастырь имел значительное стадо крупного рогатого скота, продавал ежегодно за гра ницу сухую рыбу, рыбий (китовый) жир и сёмгу. Фактически благодаря тогдашнему религиозному порядку в России, мона стырь получил во владение замечательный подарок... В 1590 г. монастырь был настолько влиятелен, что послужил объектом для нападения шведов, которые сожгли его и убили 56 монахов и 65 послушников. По другим источникам, жизни лишились две сотни человек. Трифон подорвал основу лапландского почитания идолов... Его пропове ди встретили большое противодействие со стороны лапландских нойдов, или колдунов, которые нападали на него, рвали его за волосы, сбивали с ног на землю и угрожали ему смертью, если он будет упорствовать на своем. Од но провидение предотвратило то, что эти угрозы не были доведены до конца. Благодаря постоянному проповедованию, а также мягкости и жизни богобо язненной, Трифон преуспел в смягчении лопарей. Затем он пошел в Новгород и возвратился с разрешением на постройку церкви. Он также привел строи теля, который построил эту церковь в Печенгской губе. Церковь долго стояла неосвященной, но, наконец, Трифон нашел в Коле иеромонаха Илью и привел его сюда для освещения места и крещения лопарей. Имя Трифона до сих пор хорошо знакомо православным лопарям из Пе ченги». (The White Sea Peninsula.—London, 1881.—P. 11-23.) «Печенгский Трифонов мужской монастырь общежительный. В виду некоторого разногласия сведений о прошлом этой обители, со общенных с одной стороны, в „Географическо-Статистическом Словаре Рос сийской Империи", с другой —в № 277 „Правительственного Вестника" за 1886 год, приводим эти данные из доклада, сделанного 14 марта 1888 года Российским Императорским консулом в Северной Норвегии, Д. Н. Остров ским (опубл. в № 59 „Правительственного Вестника" за 1888 год). "Основателями монастыря были сын священника Трифон и присоединив шийся к нему через 5 лет инок Феодорит. Проповедуя слово Божие среди диких лопарей, они сначала подвергались всяким гонениям и истязаниям, нередко угрожаемые смертью, но затем приобрели общую любовь и уваже ние диких обитателей страны. С благословения новгородского митрополита Макария, они основали Печенгский монастырь, и в один день окрестили
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz