Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

623 ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ в 1574 г. запустение Керецкой волости, говорит: „а запустели дворы и места дворовые пустые и тони и варницы и всякие угодья от лета 7076 (1568) году от лихово поветрея и от голоду и от басаргина правежу и от двинского иску“ . Эта фраза почти буквально повторяется и другими писцами и дозорщиками, когда они пытаются выяснить причины запустения в 70 годы 16 столетия и других Беломорских волостей... Сопоставляя ряд данных, мы можем с пол­ ной уверенностью сказать, что наиболее тяжелыми для Беломорского насе­ ления были 1568-1570 гг. „Немецкая война" 1590-1592 гг. лишь довершила начавшийся уже ранее процесс». (Соловецкая вотчина в XV-XVII вв.—Пермь, 1927,—С. 58-60.) Rae Е. (Рае Е.): «Трифону было видение Спасителя, который велел ему ид­ ти и распространять Евангелие (христианство) среди дикарей в пустынных и недоступных землях. Апостол лопарей также построил монастырь в устье Печенги; по своей инициативе он ездил в Москву к Ивану Васильевичу до­ биваться дарственной грамоты на определённые земли для передачи их в соб­ ственность монастыря. Святость и известность Трифона привлекли сюда множество монахов и па­ ломников. Благодаря привилегиям, дарованным грамотой, Печенгский мона­ стырь стал богатым и приобрел большую власть. Монахи имели свои китовые и другие рыбные промыслы, строили корабли в устье р. Печенги и посылали . .. соль ежегодно в Колу в обмен на муку, воск, полотно и т. п. Монастырь имел значительное стадо крупного рогатого скота, продавал ежегодно за гра­ ницу сухую рыбу, рыбий (китовый) жир и сёмгу. Фактически благодаря тогдашнему религиозному порядку в России, мона­ стырь получил во владение замечательный подарок... В 1590 г. монастырь был настолько влиятелен, что послужил объектом для нападения шведов, которые сожгли его и убили 56 монахов и 65 послушников. По другим источникам, жизни лишились две сотни человек. Трифон подорвал основу лапландского почитания идолов... Его пропове­ ди встретили большое противодействие со стороны лапландских нойдов, или колдунов, которые нападали на него, рвали его за волосы, сбивали с ног на землю и угрожали ему смертью, если он будет упорствовать на своем. Од­ но провидение предотвратило то, что эти угрозы не были доведены до конца. Благодаря постоянному проповедованию, а также мягкости и жизни богобо­ язненной, Трифон преуспел в смягчении лопарей. Затем он пошел в Новгород и возвратился с разрешением на постройку церкви. Он также привел строи­ теля, который построил эту церковь в Печенгской губе. Церковь долго стояла неосвященной, но, наконец, Трифон нашел в Коле иеромонаха Илью и привел его сюда для освещения места и крещения лопарей. Имя Трифона до сих пор хорошо знакомо православным лопарям из Пе­ ченги». (The White Sea Peninsula.—London, 1881.—P. 11-23.) «Печенгский Трифонов мужской монастырь общежительный. В виду некоторого разногласия сведений о прошлом этой обители, со­ общенных с одной стороны, в „Географическо-Статистическом Словаре Рос­ сийской Империи", с другой —в № 277 „Правительственного Вестника" за 1886 год, приводим эти данные из доклада, сделанного 14 марта 1888 года Российским Императорским консулом в Северной Норвегии, Д. Н. Остров­ ским (опубл. в № 59 „Правительственного Вестника" за 1888 год). "Основателями монастыря были сын священника Трифон и присоединив­ шийся к нему через 5 лет инок Феодорит. Проповедуя слово Божие среди диких лопарей, они сначала подвергались всяким гонениям и истязаниям, нередко угрожаемые смертью, но затем приобрели общую любовь и уваже­ ние диких обитателей страны. С благословения новгородского митрополита Макария, они основали Печенгский монастырь, и в один день окрестили

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz