Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
621 ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ Савич А. А.: «Изучение истории наших древнерусских монастырей приводит нас к выводу, что не стремление к созерцательной жизни, а практические соображения направляли колонизационную деятельность их основателей. .. .даже у основателей наших „пустынных" монастырей, вроде Трифона Печенгского как-то мирно уживаются монашеские подвиги с широкими ком мерческими операциями, даже с иноземными купцами. Из всего сказанного нами, полагаем, не трудно будет понять, почему древнерусские монастыри в XIV и в XV в. продвигаются, главным образом, на север. Не обилие свобод ных земель их туда привлекает: не менее свободных земель было и на юге; в смысле внешней безопасности какой-нибудь Печенгский, Кандалакшский, Корельский и, даже, Соловецкий монастыри находились не в лучших услови ях, чем их южные собратья. Однако, не юг, а север привлекает новых „пустын ножителей". Единственно правильным объяснением этого обстоятельства нам представляется отмеченная связь монастырской колонизации с колонизацией крестьянской, охватившей в описываемый период Русский Север». (Соловецкая вотчина в ХѴ-ХѴІІ в.—Пермь, 1927,—С. 29.) Савич А. А.: «В первой половине XVI ст. происходила интенсивная колони зация и в связи с этим христианизация Кольского полуострова. Печенгские, Кольские и Кандалакшские монастыри стали предметом миссионерского вни мания (духовных властей) В. Новгорода и отдельных частных лиц. В первую очередь монастырская колонизация направляется в район Кондалакши, отту да в Москву в 1526 г. явилась делегация от лопарей, обитавших близ устья р. Нивы и Кондолокской губы, с просьбой прислать к ним священников. Не сколько позднее, приблизительно в середине XVI в., в Кондалакше появля ется Рождество-Богородский монастырь, известный иногда под именем Коку- ева. М. Макарий, впрочем, отделяет Кокуев монастырь от Кондалакшского. Кокуев монастырь он помещает при устье реки Порьи, а Кондалакшский — на восточном берегу Кондалакшской губы при устье р. Нивы [История Рус ской церкви. Т. VI, с. 45]. По летописному рассказу в 7041 (1533 г.) к новгородскому архиеписко пу Макарию прибыла делегация лопарей „с Мурманского моря, с Колы реки с Тутоломи", с просьбой дать им антиминсы и священников „церкви Божия свящати и самим просветитися св. крещением". Макарий отправил туда свя щенника и дьякона, которые освятили у лопарей две церкви (Благовещения и Николы) и крестили многих лопарей... Полагают, что обе церкви находи лись в Коле... Традиционное представление о христианизации лопарей в связи с развитием на Кольском полуострове монастырской колонизации обычно со единяется с именами Трифона Печенгского и Феодорита Кольского (напр. см. у П. Шестакова „Просветители лопарей архим. Феодорит и св. Трифон Печенг ский"...; брош. Архим. Никодима „Преподобный Трифон Печенгский чудотв. и его ученики"...). Нет сомнений в том, что оба названные лица действовали одновременно, но больше разногласия вызывает вопрос о месте их действий и относительно взаимоотношений между обоими христианизаторами лопарей. Если житие Трифона Печенгского составленное, как достаточно убедительно доказано в исторической науке, во второй половине XVII в. и грешит неко торыми пробелами, касающимися отдельных деталей, то во всяком случае оно точно передает место действий Трифона и наименование основанного им монастыря. Житие рассказывает, что прибыв к лопарям из В. Новгорода, Три фон занялся проповедью среди них и около 1531-32 года построил на Печенге (при впадении в Печенгу речки Манны) церковь в честь Троицы и образовал небольшой монастырь. Через три года Трифон встретил в Коле объезжавшего северные пределы Новгородской епархии иер. Илию, который и освятил эту церковь... Это —так называемый „первоначальный" печенгский монастырь. Но еще при жизни Трифона им же была образована у устья реки Печенги пустынь, куда он из своего монастыря удалялся „на богомолие и молчание";
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz