Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
614 Рис. 262. Кончина прп. Трифона Печенгского 15.12.1583. Литография 1888 года, Архангельск. Преподобный Трифон скончался 15 декабря 1583 года, а в 1590 (1589) го ду монастырь подвергся нападению отряда финнов (в то время —подданных шведского короля) под предводительством Пекки Везайнена. Потери мона стыря были огромными, погибли многие монахи и местные жители. Общая стоимость уничтоженных монастырских построек, церковной и бытовой утва ри, пушнины, различных запасов составила 55 ООО рублей. О размере этой суммы можно судить, исходя из того, что в то время на Мурмане конь стоил 3 рубля, лодья —17 рублей, пуд хлеба —6 копеек. Гибелью и разорением Свято-Троицкой древней обители завершается пер вый период в истории Печенгского монастыря. Оставшихся в живых монахов переселили в Колу. II период (1590-1764). Воссоздание Трифоно-Печенгской обители по пове лению русского государя Феодора Иоанновича начинается в Кольском остро ге, затем в Кольском посаде. В этот период монастырь назывался Кольско- Печенгским (Колоспеченгским), а после пожара в 1619 г. —Ново-Печенгским. Монахи, старцы и насельники не оставляли без внимания и место древнего монастыря, братской могилы монахов, место упокоения Трифона в созданном им скиту в верхнем течении реки Печенги у впадения в нее речки Манны. По Указу Екатерины от 26.02.1764 г. о секуляризации духовных вотчин Печенгский монастырь был ликвидирован. III период (1886-1920). В конце 19 —начале 20 века Мурман, а вместе с ним и Печенгская волость переживают полосу экономического подъема. Особое внимание царское правительство обращало на Западный Мурман, ку да сходилось множество промышленников и где сосредоточилось наибольшее количество колонистов, среди которых преобладали финны и норвежцы. Чув ствуя слабость социальной и национальной опоры в этом пограничном районе, царское правительство решило создать на Западном Мурмане «маяк и оплот русского православия» —экономически крепкий и религиозно влиятельный монастырь, используя религиозно-исторические корни Свято-Троицкого Пе ченгского монастыря. Тем более что в местном населении жило почтение к святому покровителю и заступнику Трифону. В 1881 году «Комиссия о нуждах Северного края», созданная по инициа тиве Архангельского губернатора Баранова, признала делом первостепенной важности возобновление Печенгского монастыря, и в 1882 году Святейший Синод одобрил эту инициативу. Начинается возрождение Трифоно-Печенгского монастыря: развиваются
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz