Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

613 ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ Триахш еченгскіи т м Рис. 260. Преподобный Трифон Печенгский. Хромолитография Е. И. Фесенко (Одесса, 1913 г.) Преподобные Трифон Печенгский и Феодорит Кольский развернули широ­ кую миссионерскую деятельность среди аборигенов края —саамов (лопарей). Ре­ зультатом этой деятельности стало обра­ щение лопарей в Православие, хотя они и сохранили часть своих языческих об­ рядов и традиций и после принятия хри­ стианства. В записках Генриха Штадена (он по­ бывал на Мурмане в 16 веке) «О Моск­ ве Ивана Грозного» указывается как бо­ лее вероятная дата основания Печенгско­ го монастыря — 1-я половина 50-х годов 16 в. Доктор исторических наук И. П. Шас- кольский связывает возникновение оби­ тели в начале 16 в. с первой волной коло­ низации, когда по Мурманскому побере­ жью возникает ряд постоянных русских поселений. Он считает, что такие поселения на Печенге появились между 1530-1540 годами. В это время или чуть позже был основан Свято-Троицкий православный мужской монастырь, ставший религиозно-культурным центром Кольского полуострова. Благодаря активной хозяйственной деятельности Свято-Троицкого монасты­ ря со временем Печенга стала и важ­ ным экономическим центром. Монастыр­ ские люди охотились на пушного зве­ ря, строили соляные варницы; у морско­ го побережья, в заливах, в реках и озе­ рах ловили рыбу, ходили на промысел оленей, моржей. В Печенгу с торговыми целями стали приходить иноземные ко­ рабли. В 1564 г. монахи пригласили ант­ верпенских купцов, завязалась торгов­ ля с Нидерландами. Академик М. Н. По­ кровский назвал преподобного Трифона «родоначальником русско-нидерландской торговли». Кроме того, известно, что на Печен­ гу приезжали купцы из Холмогор, Кар­ гополя, Шуи. Монахи охотно торговали и с соседями-норвежцами. Таким образом, в 70-80-е годы 16 ве­ ка Печенгский монастырь создал круп­ ное феодальное хозяйство, имевшее об­ ширные морские промыслы, соляные вар­ ницы, бобровые ловища, сёмужьи забо­ ры, скотные дворы и т. д. Монастырь пользовался покровительством российских государей, начиная от Ивана IV (Грозного). В 1556 г. царской жалованной грамотой печенгские и мотовские саамы бы­ ли отданы навечно Печенгскому монастырю «в крестьян место», т. е. в фео­ дальную зависимость. В 1565 году монашествующих было около 20 человек и 30 монастырских рабочих. В 1572 году —около 50 монахов и 200 «бельцов». Рис. 261. Картина изображает уничтожение древнего Свято-Троицкого Печенгского монасты­ ря отрядом Пекки Везайнена в 1589/90 г. Находи­ лась в Сретенской церкви. В настоящее время — в одном из музеев Финляндии. Автор неизвестен.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz