Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

593 ПЕЧЕНГА Рис. 246. Немецкая канатная подвесная до­ рога. Одна из погрузо- разгрузочных товарных станций, 1943 г. шую часть прибывшей с Кандалакшского направления 163-й пехотной диви­ зии противника, остатки 2-й горной дивизии, несколько отдельных батальо­ нов, овладел районом никелевых разработок и вынудил противника начать общий отход на этом направлении. Глубина продвижения корпуса составила 20 км (по прямой), среднесуточный темп наступления —5 км. На втором этапе (23 октября —2 ноября) корпус преследовал отходящего противника по единственной дороге Сальмиярви, Наутси, Ивало и, ведя бои с его арьергардами, за 10 суток прошел около 150 км. Среднесуточный темп преследования в условиях заполярной тундры и сильно разрушенной дороги достигал 15 км. В этих условиях одним из сильных способов сдерживания противником нашего наступления явилось минирование дороги и прилегающей местности и разрушение полотна дороги. Так, например, на участке дороги от озера Пильгуярви до высоты 441,4 протяжением около 10 км саперный взвод, обес­ печивающий движение танков и самоходно-артиллерийских установок, только с полотна дороги и отдельных участков обочин снял: противотанковых мин Т- 43 —230 шт., разных фугасов —84, авиабомб (250-килограммовых) —42, мин шрапнельных —96. На каждый километр дороги от р. Соукер-йоки до Никеля приходилось в среднем 12-15 воронок от взрыва 250-килограммовых авиабомб диаметром 5 -7 м и глубиной 2-2,5 м и до 40 шт. противотанковых и противо­ пехотных мин. .. .Несмотря на все эти неблагоприятные условия, на протяжении всего преследования противнику ни разу не удалось оторваться от наших передовых частей более чем на несколько часов. Преследование велось неотступно, часто ночью. Части корпуса показали при этом образцы мужества и выносливости. Были достигнуты довольно вы­ сокие для тех условий темпы преследования. Так, например, 26-й стрелковый полк 83-й стрелковой дивизии, начавший в 12 часов 21 октября обходный марш-манёвр по тундре из района высоты 466,3 в район оз. Поро-Ярви, про­ шел за три дня не менее 60 -80 км, затем с боями преследовал противника по дороге до горы Каскама ; 25 октября вновь совершил обход горы Каскама, выдержал жестокий бой южнее горы и до 27 октября неотступно преследовал противника, наступая в авангарде дивизии. И когда 26 октября командир ди­ визии решил сменить его 46-м полком, последний так и не догнал головного батальона 26-го стрелкового полка, пока тот не был остановлен на рубеже р. Наутси. Таким образом, полк прошел за шесть суток свыше 100 км, из них не менее 80 км по труднодоступной бездорожной тундре. При этом полк, вы­ ступивший с четырехсуточной дачей продовольствия, имевшегося при бойцах, до 26 октября не имел тылов и подвоза продовольствия. Недостаток боепри­ Рис. 247. Немецкая канатная полевая доро­ га. Транспортировка тя­ жело раненного, 1943 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz