Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

591 ПЕЧЕНГА Рис. 244. Канат­ ная подвесная доро­ га. Построена в рай­ оне Петсамо (Печен­ га) немецкими специа­ листами в 1942 г. для транспортировки воин­ ских грузов с тыло­ вых складов 19-го гор- но-стрелкового корпуса на боевые рубежи. Канатная дорога была уничтожена в 1944 году в ходе наступательной Петсамо-Киркенесской операции. И очень жаль, что такое полезное сооруже­ ние не удалось сохранить для хозяйственных нужд Советского Союза. <.. .> Грузовая канатная дорога с кольцевым движением вагонеток, шедшая из Северной Норвегии к фронту и вдоль фронта от Петсамо до Никеля, пол­ ностью введенная в строй в 1943 году, работала в основном стабильно. Это было удивительное сооружение. Поражало, что оно было создано и нормаль­ но функционировало в условиях войны, причем нельзя сбрасывать со счетов суровость и изменчивость климата. Здесь сказались традиционно высокая техническая культура Германии и важность заполярного региона для военной промышленности третьего рейха. Очевидно, скрупулезные расчёты немецких специалистов показали, что затраты на строительство такого дорогостоящего сооружения вполне окупались немалыми экономическими и военными выго­ дами. Дорога работала, несмотря на наши неоднократные попытки вывести ее из строя. Непрерывно осуществлялся вывоз стратегического сырья, а обрат­ ный ход вагонеток обеспечивал ввоз не только того, что нужно для жизни и боевых действий горных егерей, но и доставку различных материалов для создания особо прочных оборонительных сооружений. Невольно вспоминалась апрельско-майская операция. Именно эти соору­ жения противника нам так и не удалось вывести из строя, несмотря на бес­ прецедентную в Великой Отечественной войне по продолжительности артил­ лерийскую подготовку». (Заполярье —судьба моя.—Мурманск, 1994.—С. 51, 52, 93, 94.) Овладение районом Печенга 1 3 -1 5 октября 1944 г. Микульский С., Абсалямов М.: «С утра 13 октября части корпуса присту­ пили к выполнению задачи. 10 гвард. СД после переправы через р .Печенга своим головным 24 СП уничтожила до роты противника в районе развилки дорог севернее Луоста­ ри. На этом рубеже части дивизии встретили сильное огневое сопротивление противника и завязали с ним бой. 65 СД, обходя с востока и запада гору Намо-айви, в 23 часа 13 октября завладела ею и продолжала наступать в се­ верном направлении. 7 гвард. танковая бригада продолжала переправу на западный берег реки Печенга. 114 С Д ... прикрывала направление на Ахмалахти и Никель. 126 JICK, осуществляя манёвр по тундре силами 72 СБ к исходу 13 октября вышел

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz