Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
590 2. На восток к высоте „Обрыв" на правом берегу в устье р. Западной Лицы; .. .за высотой эта ветвь дороги и заканчивалась. 3. На юго-восток к высоте „Сарай" в районе озера „Дракон"; Общая протяжённость дороги составляла около 85 км». (Там, на Титовке-реке / / Вечерний Мурманск.—1993.—6 мая.) Орешета М.: «Из справки, подготов ленной разведуправлением Северного флота: .. .В годы Великой Отечествен ной войны от Петсамо до Суормусъяр- ви была протянута одна из веток немец кой подвесной канатной дороги. Подвес ная канатная дорога связывает Парккина с Большой Западной Лицей и Титовкой- рекой. Начато строительство в 1942 г., окончено в 1943г. Подвесная канатная дорога проходит вдоль дороги. На сво ем пути имеет два ответвления. Пер вое ответвление в квадрате 1052 (при близительно в 1км на запад от КПП „Титовка"), идущее в селение Титовка- река. Второе —в квадрате 0560 (недале ко от современной развилки на Заозер ный), идущее к опорному пункту на за падном берегу губы Западная Лица. Че рез каждые 25 метров установлены деревянные столбы высотой 10 метров. Через каждые 500 метров есть станции, где находится дизель, приводящий в движение трос... Вагонетки.. .—деревянные ящики размером 100x80см , окованы железными листами. Грузоподъемность вагонетки 100 кг. Скорость ее 8 км/час. Между вагонетками 50 метров. Производительность канатной дороги 10 тонн/час. Дорога успешно функционировала до октября 1944 г. От ступая, немцы взорвали несколько приводных станций». (О чем молчат скалы,—Мурманск, 1998.—С. 50, 51.) Щербаков В. И.: «Уже семь месяцев гитлеровские войска совершенствова ли свою оборону. Нужно отдать должное немцам. Они умели строить обо ронительные сооружения. Их армии имели сильные войсковые инженерно саперные подразделения и части, насыщенные специальной разнообразной техникой. Для оборудования пунктов управления огневых позиций и укры тий они прибегали к бурению и взрывным работам. К сожалению, осталась до конца не выясненной история сооружения нем цами подвесной канатной дороги, шедшей от северной провинции Норвегии на левый фланг немецкой обороны и далее в Петсамо. В 1942 г. она еще на ходилась в стадии строительства Позже, войдя в строй, функционировала до Петсамо-Киркенесской операции 1944 года в основном исправно. С командного пункта 14-й стрелковой дивизии, расположенного высоко на скале, хорошо просматривалась грунтовая дорога, ведущая на Петсамо, и участок канатной дороги с движущимися вагонетками. Думается, что практичные немцы не стали бы возводить такое солидное сооружение только лишь для снабжения войск. Обратный ход вагонеток ис пользовался для вывоза медно-никелевой руды из района Петсамо, а примерно с 1943 года также из района Никеля. По-видимому, появление позже в системе обороны немцев железобетонных сооружений можно объяснить функционированием канатной дороги, по кото рой непрерывно, при любых капризах погоды подвозились все компоненты для их строительства. Рис. 243. Канатная (тросовая) подвесная дорога, 1943 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz