Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

590 2. На восток к высоте „Обрыв" на правом берегу в устье р. Западной Лицы; .. .за высотой эта ветвь дороги и заканчивалась. 3. На юго-восток к высоте „Сарай" в районе озера „Дракон"; Общая протяжённость дороги составляла около 85 км». (Там, на Титовке-реке / / Вечерний Мурманск.—1993.—6 мая.) Орешета М.: «Из справки, подготов­ ленной разведуправлением Северного флота: .. .В годы Великой Отечествен­ ной войны от Петсамо до Суормусъяр- ви была протянута одна из веток немец­ кой подвесной канатной дороги. Подвес­ ная канатная дорога связывает Парккина с Большой Западной Лицей и Титовкой- рекой. Начато строительство в 1942 г., окончено в 1943г. Подвесная канатная дорога проходит вдоль дороги. На сво­ ем пути имеет два ответвления. Пер­ вое ответвление в квадрате 1052 (при­ близительно в 1км на запад от КПП „Титовка"), идущее в селение Титовка- река. Второе —в квадрате 0560 (недале­ ко от современной развилки на Заозер­ ный), идущее к опорному пункту на за­ падном берегу губы Западная Лица. Че­ рез каждые 25 метров установлены деревянные столбы высотой 10 метров. Через каждые 500 метров есть станции, где находится дизель, приводящий в движение трос... Вагонетки.. .—деревянные ящики размером 100x80см , окованы железными листами. Грузоподъемность вагонетки 100 кг. Скорость ее 8 км/час. Между вагонетками 50 метров. Производительность канатной дороги 10 тонн/час. Дорога успешно функционировала до октября 1944 г. От­ ступая, немцы взорвали несколько приводных станций». (О чем молчат скалы,—Мурманск, 1998.—С. 50, 51.) Щербаков В. И.: «Уже семь месяцев гитлеровские войска совершенствова­ ли свою оборону. Нужно отдать должное немцам. Они умели строить обо­ ронительные сооружения. Их армии имели сильные войсковые инженерно­ саперные подразделения и части, насыщенные специальной разнообразной техникой. Для оборудования пунктов управления огневых позиций и укры­ тий они прибегали к бурению и взрывным работам. К сожалению, осталась до конца не выясненной история сооружения нем­ цами подвесной канатной дороги, шедшей от северной провинции Норвегии на левый фланг немецкой обороны и далее в Петсамо. В 1942 г. она еще на­ ходилась в стадии строительства Позже, войдя в строй, функционировала до Петсамо-Киркенесской операции 1944 года в основном исправно. С командного пункта 14-й стрелковой дивизии, расположенного высоко на скале, хорошо просматривалась грунтовая дорога, ведущая на Петсамо, и участок канатной дороги с движущимися вагонетками. Думается, что практичные немцы не стали бы возводить такое солидное сооружение только лишь для снабжения войск. Обратный ход вагонеток ис­ пользовался для вывоза медно-никелевой руды из района Петсамо, а примерно с 1943 года также из района Никеля. По-видимому, появление позже в системе обороны немцев железобетонных сооружений можно объяснить функционированием канатной дороги, по кото­ рой непрерывно, при любых капризах погоды подвозились все компоненты для их строительства. Рис. 243. Канатная (тросовая) подвесная дорога, 1943 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz