Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
589 ПЕЧЕНГА Рис. 242. Первые гер манские моторизован ные части 23.06.1941г. переправляются через р. Печенгу в направле нии Мурманска. Krautler М., Schpringenschmid К. (Кройтлер М., Шпрингеншмид К.): «.. .генерал Шёрнер был известен как трудный, сложный, чудаковатый че ловек. Неуживчивость также была его особенностью. Еще он был известен внезапно осенявшими его идеями, которые всегда были неординарны, а поэто му чаще всего высмеивались и вышучивались. Но одна из его идей оказалась очень полезной: он предложил проложить через скалистые тундры новую до рогу от Парккина по направлению к Киркенесу. Другая идея генерала Шёрнера была такой: построить тросовую (канат ную) дорогу от Парккина до Лицы. Эта 40-километровая дорога должна была заканчиваться вблизи базового опорного пункта на Фьордберг (Fjordberg). На протяжении дороги предполагалось устроить 12 промежуточных станций. Во время эксплуатации подвесной канатной дороги по ее тросам скользили бесчисленные тонны грузов, снабжавших фронт —продовольствие, боепри пасы, а главное —фураж, корм для лошадей. Иногда перевозили раненых. Несмотря на все усилия русских, им не удалось ни разу нарушить работу подвесной дороги. Мы все страдали от суровых неистовых бурь, переметав ших всю дорогу Руссянштрассе. Снегоочистители не справлялись с работой. Но все мы благодаря канатной дороге не в полной мере зависели от снежных заносов. Все потребности нашего фронта в жестоких зимних условиях были обеспечены». (Es war еіп Edelweiss: (Schicksal und Weg der zweiten Gebirgsdivizion).— Austria: Graz und Studgard, 1962.—C. 341.) Дорога начала функционировать с осени 1942 г. Иностранные источни ки неизменно указывают протяжённость канатной подвесной дороги —при мерно 60 км (точнее —55 км), и начальным пунктом ее называют Парккина (рус. Баркино), в то же время уточняя, что начиналась она на правом берегу Печенгайоки вблизи Нижнего монастыря. Действительно, дорога начиналась в районе моста через р. Печенгу, построенного немцами в 1942 году. Проходя через Гагарку, она направлялась к линии фронта. Иностранцы же называли «Парккина» всю территорию Печенги. Журин Л .В .: «...Подвесная дорога у немцев начиналась в посёлке Какури, на правом берегу Петсамойоки (р. Печенги). Основная линия этой дороги шла до реки Титовки. Тут была перевалочная база, а далее дорога разветв лялась по трем направлениям: 1. На северо-восток к подъему дороги из посёлка Новая Титовка в район хребта Муста-Тунтури;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz