Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

54 20 мальчиков. Через 15 лет ее (школы) существования Министерство Народ­ ного просвещения приняло школу в свое ведение. В 1907 году в Баркине было открыто сельское училище, где обучалось более 30 учащихся. Все расходы, связанные с содержанием училища, оплачивали колонисты». (Трифоно-Печенгский мо н а с т ыр ь . СПб . , 1908.—С. 71.) Ануфриев Д. А.: « . . .При Баркинском монастырском подворье находится цер- ковно-приходская школа, в которой обучаются монастырским послушником мальчики и девочки окрестных жителей. Кроме сей школы с октября месяца 1902 года в Печенгском монастырском погосте, называемом Москвою, было начато учителем Сонгельской школы Иваном Васильевичем Быковым с разре­ шения епархиального начальства обучение грамоте лопарских детей, которые со временем перешли для обучения в монастырскую пустыньку и послужили тут началом другой монастырской школы, под управлением обучающего их проживающего в монастыре Дмитрия Алексеевича Проташинского. Кроме грамоты они обучаются пению. В помещении новой трапезы в празд­ ничные дни устраиваются им же Д. А. Проташинским назидательные чтения для учеников и живущих в монастыре и показываются картины волшебного фонаря. .. .Дети колонистов-финляндцев обучались в Баркинской церковно-монас- тырской школе, в которой слушали преподаваемый Закон Божий и учение Православной Церкви и с прочими учениками ходили в Печенгскую при­ чтовую церковь. У финляндцев же церковь в ближайшем пункте находится в Норвегии, а другая на Мурмане далеко от Печенги в становище колонии Уре. < ...> Они обратились в монастырь < ...> и священником Печенского причта о. Георгием Терентьевым были присоединены к Православию бывший ученик Баркинской школы финляндец лютеранин Юган-Гейки Каргелайнен и жена начальника печенгской телеграфной конторы Кичь католического ве­ роисповедания, а также бывший ученик той же Баркинской школы, колонист колонии Трифонова ручья Арвиди-Хейки Каргелайнен, 19 лет, лютеранин. Че­ рез неделю после этого 12 января было совершено архимандритом Ионафаном присоединение к православным лютеранина колониста колонии Гагарка Фе­ дора Осипова Ингера, 31 года». (Записки очевидца...—Архангельск, 1916,—С. 20, 35.) В 1900 г. из колонии Монастырской (Старая Печенга) на так называемый Баркинский кряж был перенесен приходский храм и причтовый дом. Эта небольшая церковь (часовня) была построена в 1808 г. местными рыбаками на месте древнего Свято-Троицкого монастыря у могилы 116 муче­ ников и называлась Свято-Троицкой. В 1880 г. подновлена. Но в связи с началом строительства нового Сретенского храма (в Верхнем монасты­ ре) эта церковь была приспособлена и освящена как приходский храм 4 сент. 1883 г. и стала на­ зываться Свято-Трифоновской. После переноса здания ее в колонию Баркино, она была освя­ щена в честь Николая Чудотворца (в народе имя «Николай» употреблялось в форме «Мико- лай, Микола», а Николая Чудотворца называли Микола, Миколай Чудотворец). Отсюда появи­ лось ошибочное название церкви —церковь Ар­ хангела Михаила (финск. Mikaelin kirkko), т.к. для иностранцев —финнов оказались созвучны­ ми имена Михаил и Миколай). Впрочем, дело, может быть, не только в фонетике. „В народной картине мира Михаил, кон- Рис. 9. «Старая рыбацкая цер­ ковь» в пос. Баркино, перенесенная из Нижнего монастыря. Слева —Ев­ докия Еголаева, нач. XX в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz