Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
568 вскоре книгу А. П. Энгельгардта «Русский Север. Путевые записки». (СПб., 1897г.). Это были виды Мурманского побережья и промыслов, становищ, по селений: Печенги и монастыря, Кандалакши, Умбы, Княжой Губы, Колы и др. Часть снимков Лейцингер впоследствии издал в Москве в виде открыток. Их раскупали так быстро, что некоторые зарубежные фирмы также взялись за издание открыток с фотографиями архангельского мастера. Прошло больше 15 лет со времени экспедиции Энгельгардта, и Лейцингеру вновь довелось проехать по тем же местам. Только теперь он путешествовал не как фото граф, а как важная персона. Тем не менее, дорожная фотокамера была у него, как и прежде, с собой. Участвуя в поездке по Кольскому Северу другого архангельского губерна тора И. В. Сосновского, Я. И. Лейцингер запечатлел в фотографии не только виды посещенных ими мест: берега Печенги, становища на Мурмане, саам ские погосты — Пазрецкий, Нотозерский, Ловозерский и мн. др., но и населяв ших эти места людей: поморов, саамов-лопарей в их бытовом разнообразии, в особенностях занятий и одежды. Объезжая Мурманское побережье, 8 июля 1908 г. вместе с И. В. Соснов- ским посетил Печенгу и Трифоно-Печенгский монастырь, место упокоения Пр. Трифона в пустыни. По свидетельству очевидца событий Д. А. Ануфри ева, после осмотра святынь и достопримечательностей Верхнего монастыря, прекрасным фотографом были сделаны снимки группы богомольцев-годовиков у крыльца главного корпуса и гостей. Этот снимок и многие другие, сделанные во время поездки 1908г., стали фотоиллюстрациями в книге Н .Ф . Королькова «Трифоно-Печенгский монастырь...» (Спб., 1908). Фотоработами Я. И. Лейцингера иллюстрированы также многие книги по истории Севера, в том числе книга А. К. Сиденснера «Описание Мурман ского побережья» (СПб., 1909.) Во время революции архив Лейцингера затерялся —был то ли уничтожен давними недоброжелателями, то ли просто расхищен. До сих пор сохраняется надежда собрать то, что уцелело. (См.: Ануфриев Д. А. Записки очевидца...—Архангельск, 1916.— С. 69, 70; Северная святыня. Из рода Щеколдиных / / Советская Печенга.—1990,—9, Павг.; Никитин В. Градоначальник с фотоаппаратом / / Родина.—1989.—№ 7,—С. 72-77.) Борисов Александр Алексеевич Борисов Н. Н.: «Борисов Александр Алексеевич родился 2 (14) ноября 1866 го да в деревне Глубокий Ручей... в самой северной части бывшей Вологодской губернии... В 1881 году впервые пятнадцатилетний Борисов попал на Со ловки, где его определили на рыболовную тоню в Савватиеве... [Строителем Савватиеевского скита в то время был о. Ионафан]... Ионафан помог ему оказаться в иконописной мастерской. В справке, выданной 5 сентября 1886 года в Соловецком монастыре, ска зано, что Борисов проживал в монастыре „для богомолия и трудов с 10 июня 1884, находясь на послушании,—первоначально на рыболовной тоне в Сав- ватиевской пустыни, а с 20 октября того же 1884 года по настоящее время в живописной мастерской"... В июне 1885 года Соловки посетил президент Академии художеств ве ликий князь Владимир Александрович. Обходя иконописную мастерскую, он обратил внимание на работу Борисова и задал ему несколько вопросов, по обещав при этом содействие в получении художественного образования... Через год в Соловки... приехал любитель и собиратель живописи генерал А. А. Боголюбов. О. Ионафан рассказал Боголюбову об обещании великого князя. Под диктовку Ионафана Борисов 12 июля 1886 года пишет проше ние на имя великого князя... Энергичные хлопоты Боголюбова увенчались успехом: Борисову было выделено пособие... 20 сентября 1886г. будущий художник приехал в Петербург.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz