Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

568 вскоре книгу А. П. Энгельгардта «Русский Север. Путевые записки». (СПб., 1897г.). Это были виды Мурманского побережья и промыслов, становищ, по­ селений: Печенги и монастыря, Кандалакши, Умбы, Княжой Губы, Колы и др. Часть снимков Лейцингер впоследствии издал в Москве в виде открыток. Их раскупали так быстро, что некоторые зарубежные фирмы также взялись за издание открыток с фотографиями архангельского мастера. Прошло больше 15 лет со времени экспедиции Энгельгардта, и Лейцингеру вновь довелось проехать по тем же местам. Только теперь он путешествовал не как фото­ граф, а как важная персона. Тем не менее, дорожная фотокамера была у него, как и прежде, с собой. Участвуя в поездке по Кольскому Северу другого архангельского губерна­ тора И. В. Сосновского, Я. И. Лейцингер запечатлел в фотографии не только виды посещенных ими мест: берега Печенги, становища на Мурмане, саам­ ские погосты — Пазрецкий, Нотозерский, Ловозерский и мн. др., но и населяв­ ших эти места людей: поморов, саамов-лопарей в их бытовом разнообразии, в особенностях занятий и одежды. Объезжая Мурманское побережье, 8 июля 1908 г. вместе с И. В. Соснов- ским посетил Печенгу и Трифоно-Печенгский монастырь, место упокоения Пр. Трифона в пустыни. По свидетельству очевидца событий Д. А. Ануфри­ ева, после осмотра святынь и достопримечательностей Верхнего монастыря, прекрасным фотографом были сделаны снимки группы богомольцев-годовиков у крыльца главного корпуса и гостей. Этот снимок и многие другие, сделанные во время поездки 1908г., стали фотоиллюстрациями в книге Н .Ф . Королькова «Трифоно-Печенгский монастырь...» (Спб., 1908). Фотоработами Я. И. Лейцингера иллюстрированы также многие книги по истории Севера, в том числе книга А. К. Сиденснера «Описание Мурман­ ского побережья» (СПб., 1909.) Во время революции архив Лейцингера затерялся —был то ли уничтожен давними недоброжелателями, то ли просто расхищен. До сих пор сохраняется надежда собрать то, что уцелело. (См.: Ануфриев Д. А. Записки очевидца...—Архангельск, 1916.— С. 69, 70; Северная святыня. Из рода Щеколдиных / / Советская Печенга.—1990,—9, Павг.; Никитин В. Градоначальник с фотоаппаратом / / Родина.—1989.—№ 7,—С. 72-77.) Борисов Александр Алексеевич Борисов Н. Н.: «Борисов Александр Алексеевич родился 2 (14) ноября 1866 го­ да в деревне Глубокий Ручей... в самой северной части бывшей Вологодской губернии... В 1881 году впервые пятнадцатилетний Борисов попал на Со­ ловки, где его определили на рыболовную тоню в Савватиеве... [Строителем Савватиеевского скита в то время был о. Ионафан]... Ионафан помог ему оказаться в иконописной мастерской. В справке, выданной 5 сентября 1886 года в Соловецком монастыре, ска­ зано, что Борисов проживал в монастыре „для богомолия и трудов с 10 июня 1884, находясь на послушании,—первоначально на рыболовной тоне в Сав- ватиевской пустыни, а с 20 октября того же 1884 года по настоящее время в живописной мастерской"... В июне 1885 года Соловки посетил президент Академии художеств ве­ ликий князь Владимир Александрович. Обходя иконописную мастерскую, он обратил внимание на работу Борисова и задал ему несколько вопросов, по­ обещав при этом содействие в получении художественного образования... Через год в Соловки... приехал любитель и собиратель живописи генерал А. А. Боголюбов. О. Ионафан рассказал Боголюбову об обещании великого князя. Под диктовку Ионафана Борисов 12 июля 1886 года пишет проше­ ние на имя великого князя... Энергичные хлопоты Боголюбова увенчались успехом: Борисову было выделено пособие... 20 сентября 1886г. будущий художник приехал в Петербург.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz