Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

566 работ Серова, исполненных во время поездки, была воспроизведена в кни­ ге Евгения Львова «По Студеному морю. Поездка на Север».: «Поморские шняки в Архангельске» (более известны как «Баркасы»), «Годовик Соловец­ кого монастыря» (или «Монах Соловецкого монастыря»), «Лопарский погост на Пазреке» (другое название «Олень»), «Норвежский город Вардэ», «Ули­ ца в норвежском городе Тромсё» сделаны маслом; «Пароход „Ломоносов"», «Трифоно-Печенгский монастырь» и др. свои северные работы Серов и Ко­ ровин экспонировали на XIV периодической выставке МОЛХ в 1894 году. «По новизне сюжетов,—писал рецензент,—эти этюды уже представляют боль­ шой интерес, знакомя нас в первый раз с суровой природой этих отдалённых стран. Особенно характерны и прекрасно выполнены г. Серовым „Рыбацкое становище на Мурмане“ и голова северного оленя, написанная замечательно правдиво». (Русские ведомости, 1895, 9 января, № 9). Через полтора года после северной поездки Серова и Коровина на террито­ рии Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новго­ роде был сооружен павильон «Крайний Север». Художественное оформление павильона было исполнено под руководством К. А. Коровина. Впоследствии он писал об этой своей работе: «Стараюсь создать в просторном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое я ис­ пытал сам на севере. Вешаю необделанные меха белых медведей. Ставлю грубые бочки с рыбой. Вешаю кожи тюленей, шерстяные рубашки поморов. Среди морских канатов, снастей —чудовищные шкуры белух, челюсти ки­ та». (К. Коровин. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь,—Париж, 1939.— С. 11, 12) Выставка открылась 30 мая 1896 г., а через 2 дня Поленов сообщал жене: «Северный павильон с Константиновыми фресками чуть не самый живой и талантливый на выставке». Вот некоторые отзывы печати того времени: «Своим видом он (павильон) напоминает промысловые постройки (фактории) по берегам Ледовитого океана. Стены его сплошь заняты картинами худож­ ника К. А. Коровина». (Я. Болотин «Всероссийская выставка» —«Детский от­ дых»,—М .1896 г., № 10. стр. 41). «Ознакомлению с природой Севера,—гово­ рилось в другой заметке,—много содействуют огромные полотна, принадле­ жащие кисти нашего талантливого художника К. А. Коровина и изображаю­ щие дикие места, прорезываемые теперь железнодорожными рельсами: побе­ режье Ледовитого океана, северное сияние и т.д. Впечатление, производи­ мое картинами, очень глубокое». (В. Иордан «Всероссийская промышленно­ художественная выставка в Нижнем Новгороде» —«Русское слово» № 236, 1896 г., 2 сентября). В ту пору, когда Коровин исполнил свои панно, Архан­ гельская железная дорога была недавно построена и большая часть населения России имела самые смутные и фантастические представления о северном крае (достаточно ознакомиться, в частности, с воспоминаниями самого Коро­ вина о его путешествиях на Север). Произведения Коровина имели не только художественное, но и познавательное значение. Так, С. С. Голоушев писал: «На стенах Ярославского вокзала висят дивные образчики того, чем должна быть школьная и вообще образовательная картина. Там висят: Ловля трески, которую... следует считать одним из крупнейших созданий русской живопи­ си, отличные виды тундры и полярного берега с китом... Такие же дивные панно К. Коровина находятся в музее Александра III в Петербурге». (Сергей Глаголев «Утро России», 1914, 18 апреля, № 89). Северные панно Коровина — значительное явление в русской живописи... В последующие годы жизни К. А. Коровин в своих произведениях неоднократно разрабатывал северные мотивы. Сергей Юльевич Витте «Сергей Юльевич Витте (1849-1915) —русский государственный деятель, министр путей сообщения (февраль-август 1892), министр финансов (1892- 1903), председатель комитета министров (октябрь 1905 - апрель 1906), один из организаторов подавления первой русской революции...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz