Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
566 работ Серова, исполненных во время поездки, была воспроизведена в кни ге Евгения Львова «По Студеному морю. Поездка на Север».: «Поморские шняки в Архангельске» (более известны как «Баркасы»), «Годовик Соловец кого монастыря» (или «Монах Соловецкого монастыря»), «Лопарский погост на Пазреке» (другое название «Олень»), «Норвежский город Вардэ», «Ули ца в норвежском городе Тромсё» сделаны маслом; «Пароход „Ломоносов"», «Трифоно-Печенгский монастырь» и др. свои северные работы Серов и Ко ровин экспонировали на XIV периодической выставке МОЛХ в 1894 году. «По новизне сюжетов,—писал рецензент,—эти этюды уже представляют боль шой интерес, знакомя нас в первый раз с суровой природой этих отдалённых стран. Особенно характерны и прекрасно выполнены г. Серовым „Рыбацкое становище на Мурмане“ и голова северного оленя, написанная замечательно правдиво». (Русские ведомости, 1895, 9 января, № 9). Через полтора года после северной поездки Серова и Коровина на террито рии Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новго роде был сооружен павильон «Крайний Север». Художественное оформление павильона было исполнено под руководством К. А. Коровина. Впоследствии он писал об этой своей работе: «Стараюсь создать в просторном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое я ис пытал сам на севере. Вешаю необделанные меха белых медведей. Ставлю грубые бочки с рыбой. Вешаю кожи тюленей, шерстяные рубашки поморов. Среди морских канатов, снастей —чудовищные шкуры белух, челюсти ки та». (К. Коровин. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь,—Париж, 1939.— С. 11, 12) Выставка открылась 30 мая 1896 г., а через 2 дня Поленов сообщал жене: «Северный павильон с Константиновыми фресками чуть не самый живой и талантливый на выставке». Вот некоторые отзывы печати того времени: «Своим видом он (павильон) напоминает промысловые постройки (фактории) по берегам Ледовитого океана. Стены его сплошь заняты картинами худож ника К. А. Коровина». (Я. Болотин «Всероссийская выставка» —«Детский от дых»,—М .1896 г., № 10. стр. 41). «Ознакомлению с природой Севера,—гово рилось в другой заметке,—много содействуют огромные полотна, принадле жащие кисти нашего талантливого художника К. А. Коровина и изображаю щие дикие места, прорезываемые теперь железнодорожными рельсами: побе режье Ледовитого океана, северное сияние и т.д. Впечатление, производи мое картинами, очень глубокое». (В. Иордан «Всероссийская промышленно художественная выставка в Нижнем Новгороде» —«Русское слово» № 236, 1896 г., 2 сентября). В ту пору, когда Коровин исполнил свои панно, Архан гельская железная дорога была недавно построена и большая часть населения России имела самые смутные и фантастические представления о северном крае (достаточно ознакомиться, в частности, с воспоминаниями самого Коро вина о его путешествиях на Север). Произведения Коровина имели не только художественное, но и познавательное значение. Так, С. С. Голоушев писал: «На стенах Ярославского вокзала висят дивные образчики того, чем должна быть школьная и вообще образовательная картина. Там висят: Ловля трески, которую... следует считать одним из крупнейших созданий русской живопи си, отличные виды тундры и полярного берега с китом... Такие же дивные панно К. Коровина находятся в музее Александра III в Петербурге». (Сергей Глаголев «Утро России», 1914, 18 апреля, № 89). Северные панно Коровина — значительное явление в русской живописи... В последующие годы жизни К. А. Коровин в своих произведениях неоднократно разрабатывал северные мотивы. Сергей Юльевич Витте «Сергей Юльевич Витте (1849-1915) —русский государственный деятель, министр путей сообщения (февраль-август 1892), министр финансов (1892- 1903), председатель комитета министров (октябрь 1905 - апрель 1906), один из организаторов подавления первой русской революции...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz