Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
560 ных детей особую любовь и уважение; 4) Петр Иванов Ручьёв, с нач. 1875 г. до окт. 1882 г. Ныне священником состоит Георгий Кириллов Терентьев, 73 л., из фи лософского кл. семинарии, на службе в должности дьячка с 1843 г., в сане диакона с 26авг. 1851 г.—священника с 6 июля 1852 г. и на занимаемом месте с 4 окт. 1882 г. Псаломщик Иннокентий Алексиев Ключарев, 49 л., конч. курс дух. учил., на службе с июля 1865г. и на настоящем месте с 30 сент. 1877г.». (Краткое описание приходов и церквей Архангельской епархии.— Архангельск, 1896.—Вып. III.—С. 226-228.) История Печенги в лицах Серов Валентин Александрович, Коровин Константин Алексеевич Копшицер М.: «Савва Иванович Мамонтов предпринял строительство же лезной дороги в Архангельск и Мурман и послал Серова и Коровина писать этюды северной природы и быта. Мамонтов мечтал украсить вокзалы желез ных дорог картинами лучших художников. Почти все лето и начало осени провели Серов и Коровин на севере, проеха ли от Архангельска до Мурмана и дальше в Норвегию, в порт Гаммерфест, расположенный на острове среди шхер, печальный и задумчивый, как все северные города. В тот год рано похолодало, и они мерзли, не всегда даже удавалось найти провизию. Но зато как восхитительно красив был четкий рисунок гранитных скал с красноватыми яркими прожилками суриком, и такой же четкий, взятый из природы рисунок на унтах и малицах местных жителей. Каким восторгом наполнял вид деревянных, потемневших от времени церквушек, разбросанных там и сям у тихих северных рек и озёр с никогда не слыханными названи ями. Как неожиданно прекрасны оказались иконы старинного письма в этих никому не ведомых сельских храмах. В Москву вернулись в начале октября, усталые, изголодавшиеся, но до вольные. Этюдов было привезено множество, но дальше этого дело не пошло, во всяком случае, для Серова. И тем не менее поездка на Север имела для него немалое значение. Ра ботая рядом с Коровиным, Серов сумел глубже постичь приёмы импрессио нистской живописи. Этому способствовала сама северная природа с ее сереб ристыми тонами, свойственными палитре Коровина... Вынужденный в силу обстоятельств сам пользоваться теми же красками, что и Коровин, Серов наблюдал творческий процесс Коровина в условиях, наиболее для него ха рактерных. Конечно, такая живопись не была для Серова откровением, еще раньше в его работах был импрессионизм и серебристый колорит. Но теперь, по его словам, он сделал это под обаянием работ Коровина, хотя здесь пра вильнее было бы говорить об их единодушии. .. .И это, конечно, естественно, что и его работы повлияли на северные этюды Коровина. Совместная работа способствовала взаимному проникнове нию методов и манер. Но есть все же существенное различие между север ными работами Серова и Коровина. Коровинские пейзажи какие-то прозрач ные, сверкающие, радующие глаз восторженной приподнятостью, счастливым любованием красками северного лета; недаром итогом поездки была у Коро вина картина, изображающая полярное сияние —самое величественное, тор жественное явление северной природы. Серов же и здесь остался Серовым. Больше того, именно здесь особенно явственно проявились черты, свойственные настоящему серовскому пейзажу: интенсивность, будничность и предельная, до строгости, простота. И вместе с тем налет романтизма есть все же в этих нехитрых осве щённых бледным солнцем пейзажах, какая-то задумчивая настороженность в избах поморских селений, в темных рыбачьих баркасах и шхунах, что со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz