Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
539 ПЕЧЕНГА атаман, и поехали дальше. Чудь ждала, ждала атамана, но его все не было: тогда несколько человек поехали за ним, чтобы посмотреть, не нужна ли ему помощь. Увидели —убит атаман, испугались, не знали что делать. Подумали, подумали и поехали обратно. Возвратились в погост, рассказали своим: все испугались, стали жалеть об атамане, подумали, как бы домой им вернуться. В отсутствие атамана, чудь, по его приказанию, убила многих женок и девок; оставили в живых только двух женок: жен сыновей Няла; они были молоды и красивы и атаман думал увести их с собою... Оставшимся женкам чудь приказала одежду вымыть. Женки взяли одежду чудинов, положили ее в кот лы, выпарили; затем вымыли и пошли на реку Печенгу ее полоскать; с ними отправили караульного, чтобы они не убежали. Пока они полоскали ее, под нялась буря и метель, и караульному стало холодно: он задрожал. Женки же были одеты тепло, полоскали себе не спеша и не торопясь. Долго полоскали; наконец оне сказали караульному: „что ты стоишь да мерзнешь? Иди в избу, а мы выполощем и придем сами. Если бы нас не стали бить, мы-бы также пошли в избу, да нам нельзя: нас там за то, что мы ленимся, бросят в огонь, а нет и в избу не пустят; скажут: мерзнете на улице". Караульный подрожал, подрожал и ушел. Оне котлы с одеждой опустили в реку, в прорубь, а сами что было силы давай-ка бежать вверх по реке. Пробежали они много, добежа ли до водопада, где льду на реке не было. Силы у них более не стало и идти оне больше не могли: поэтому оне подошли почти к самой воде, зарылись тут в снег, чтобы чудь не пришла и не увидала их. Чудь ждала, ждала женок и наконец сказала: „что оне долго не идут". Пошли посмотреть и увидали: нет ни караульного, ни женок, ни одежды. Пошли искать по тупам... Им не жаль было женок, а жаль было платья — куда без него идти? Чтобы чудь не заметила, женки пошли за лыжами ночью, взяли их и ушли сперва по дороге, а потом побежали на лыжах на осеннее место; прибежали туда, нашли сухого оленьего мяса и солёной рыбы, поели и отдохнули. Чудь, не найдя женок и видя, что никто из лопарей более не идет, пошли обрат но; захватили они из лопарских амбаров все, что было подороже. Дорогою много чуди от вьюги и метели погибло. Сыновья Няла пробыли в тундре дня три; увидав, что никто к ним не идет, решились пойти на осеннее место: там безопаснее было. Когда пришли туда, увидали, что двери у избы отперты; не знали, что это значит. Они боялись попасться врагам, обошли избу кругом острожно, но ничего не видали. Оленей нигде не было, и они решились вой ти, так как знали, что от пешехода уйдут. На всякий случай пошел вперед старший и увидал свою жену. Та пошла сейчас в избу, чтобы сказать дру гой, потому что та была очень пуглива. Наконец, она ее тихонько толкнула и сказала: „наши идут". Та с испуга упала и зубы сцепила. Прошли мужики, с трудом ее отходили. Прожили около недели на осеннем месте. Потом по шли в погост: увидали, что он весь разграблен. Спаслись только те, которых в погосте не было. Остальных чудь убила, около половины погоста». (Русские лопари.—М., 1890.—С. 370-371, 366-368.) Севернорусское селение Ушаков Ю. С.: «Что собой представляет севернорусское селение? Каким жиз ненно важным условиям оно должно отвечать? Чему сегодня может научить нас многовековой народный опыт и стоит ли им пренебрегать? .. .Длительное время в архитектурной науке главенствовал взгляд на рус ское селение как на некое стихийное образование, не подчинявшееся никаким логическим или эстетическим закономерностям, вне пространственной связи друг с другом, вне связи с природной средой, в которой оно (или они) возни кали. .. .Освоение Севера началось в XI—XII вв. новгородскими людьми (так. наз. Новгородская колонизация) с целью расширения территорий для лесных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz