Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
502 Рис. 214. Гостиница в Пазреке у пароходной пристани, построенная Товариществом Архан гельско-Мурманского пароходства. Сруб приобретен и подарен С. И. Мамонтовым. Фо то Я. И. Лейцингера, 1908 г. Сам К. П. Щеколдин также вёл обучение детей саамов в церковно-приходской Пазрецкой школе. Среди саамов Кольского п-ова грамотность была распро странена неравномерно, а наиболее высокий процент ее был среди саамов Пазрецкого погоста. При церковно-приходской школе и в доме священника отца Константина была библиотека книг на русском языке, а также норвежские книги. К. П. Ще колдин был одним из активных подписчиков газет и журналов на Мурмане. В то время частных подписчиков было немного, всего 10 человек. По свиде тельству С. В. Ивановского, в доме деда выписывали «Архангельские губерн ские ведомости», «Церковный вестник», «Правительственный вестник», «Со временность», «Руководство для сельских пастырей», «Ниву» и др. Нередко о. Константин выступал и в роли корреспондента этих изданий. Константин Прокопьевич был одним из первых собирателей саамских ска зок. В сборнике «Живая старина», вып. 1-2 за 1890 г., опубликованы собран ные им «Лопарские сказки, легенды и сказания», записанные в Пазрецком погосте. Там же он писал: «Некоторые говорили, что в среде лопарей как нет грамотных, так нет и сказок. Вследствие этого в свободное время я стал записывать их. Сказок слышал я гораздо больше, но других не записывал, по тому что они русского происхождения». В «Живой старине» было напечатано 12 сказок; наиболее интересная из них —«Шапка-невидимка» —напечатана в сборнике «Саамские сказки» (М., 1959). В предисловии к этой книге гово рится: «Исследования, проведённые в области саамского фольклора в 80-е гг. 19 столетия Н. Харузиным, К. Щеколдиным, А. Ященко, В. Визе и др., от крыли новую страницу в этом неведомом сказочном мире. Записи сказок, сделанные в то время, представляют большой интерес для изучения устного народного творчества саамов, истории и быта этого народа». Е. Львов пишет: «... О талантливости лопарей слышал... от о. К. Щеколдина. Собравший це лую массу сказок лопарей, он охотно сообщает их всем желающим». К. П. Щеколдин был человеком высокой культуры, цельной личностью. Из вестные всем деликатность и тактичность его позволяли ему многие годы не только поддерживать благоприятный микроклимат в Пазреке, но и уста новить дружеские, сердечные отношения с норвежскими соседями. Всем по сещавшим этот отдалённый уголок России были обеспечены тёплый приём, приют и интересное общение. Оформление документов обеими сторонами для посещения Пазреки, Киркенеса, Вардё, Вадсё, Тромсё было предельно упро щено, и соседи сопредельных государств бывали друг у друга запросто. Дру-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz