Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

501 ПАЗРЕЦКИЙ л е тн и й лопа рский п о г б с т при церкви уже более 20 лет состоит уважаемый в крае отец Константин Ще­ колдин, хорошо изучивший быт лопарей и лопарский язык. Дочери священни­ ка состоят учительницами в ближайших лопарских погостах, а жена, отлично знающая лопарский язык, помогает священнику в издании для лопарей свя­ щенных книг». В Пазрецком погосте проживало 122 лопаря и 13 русских. Кон­ стантин Прокопьевич кроме лопарского, владел и норвежским языком, знал диалекты саамского языка, свободно разбирался в системе лопарских клейм и знаков. Глубоко постигнув основы жизни и быта лопарей, изучив нравы и обычаи этого народа, он последовательно отстаивал их интересы, прони­ кался их нуждами и старался, как мог, создать лучшие условия в Пазрецком погосте. Вот как пишет об этом Е. Львов, автор книги «По Студеному морю» (СПб., 1895.—С. 190-193): «Отец Константин известен всем интересующимся Мурманом как просветитель лопарей, 25 лет посвятивший этой деятельности. Он прекрасно знает быт лопарей, их нравы, обычаи и лопарский язык. Все уче­ ные и туристы, за последние 25 лет посетившие Мурман, обращались к нему и получали всевозможные указания, у него же черпали большую часть из собранных им лопарских легенд и сказок. Благодаря особенно его стараниям и при помощи российского консула в Вардё Д. Н. Островского выстроена для лопарей школа, хорошо обставленная учебными пособиями.; в ней с большим успехом обучаются десятки лопарских детей, отчего местные лопари владеют русским языком совершенно свободно. Отец Константин Щеколдин не ограни­ чивается духовным и наставническим отношением к лопарям: он входит в их жизнь, старается поднять их быт и, как говорят, очень искусно препятству­ ет стремлению норвежских властей тем или иным способом подчинить себе и перетянуть здешних и других пограничных лопарей. Вообще, по словам нашей здешней администрации и знающих Мурман лиц, труды отца Констан­ тина (и Печенгского монастыря) .. .со временем будут иметь историческое значение. Что же касается самих лопарей, то они считают его отцом, сове­ туются во всём и слушаются беспрекословно». Подобные мнения о личности и трудах К. П. Щеколдина высказаны знатоками Севера, Мурмана, лопарей: Островским, Сиденснером, Розоновым, Харузиным и др. В действительности, правомерно, наверное, говорить о просветительской деятельности не только самого Константина Прокопьевича, но и всего его семейства. Супруга священ­ ника, Мария Кузьминична, была единомышленником и добрым помощником во всех его делах: зная диалекты лопарского языка, помогала переводить на него церковные книги. Отцу Константину принадлежит почин просвеще­ ния лопарей путем их обучения, ведь первая школа на Западном Мурмане — это его школа. Им осуществлён перевод на лопарский язык молитв, священно­ исторических рассказов и Святого Евангелия от Матфея, составлен словарь лопарских слов, грамматика. 02.09.1894 г. он был удостоен звания Почётно­ го члена Архангельского комитета Православного Миссионерского Общества, а в 1895 г. им создана азбука для лопарских детей, отредактированная Архан­ гельским Епархиальным миссионерским комитетом. И далее о семье. Дочь Анна учительствовала в Бобруйске и в 1904 г. вы­ шла замуж за инспектора народных училищ Привисленского края Свешнико­ ва. Они периодически навещали родителей в Пазреке. Дочь Агния заведовала гостиницей на общественных началах, бескорыстно. Небезынтересно, что сруб для этой гостиницы был пожертвован Печенгскому монастырю С. И. Мамон­ товым. Позднее Агния вышла замуж за направленного в Пазрецкий приход псаломщика Г. И. Ярагина. Они прожили в Пазреке до 1940 г. и ушли вместе с пазрецкими лопарями в Финляндию. Дальнейшая их судьба неизвестна. Младшая дочь Екатерина до приезда в Пазреку была учительницей на о-ве Кильдин. В 1898 г., уже в Пазреке, она вышла замуж за В. М. Ивановского, назначенного 01.09.1895 г. псаломщиком в Пазрецкий приход, еще до Г. Яра­ гина. По совместительству Ивановский работал учителем во вновь построен­ ной церковно-приходской школе в зимнем лопарском погосте у р .Колосйоки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz