Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

499 ПАЗРЕЦКИЙ ЛЁТНИЙ ЛОПАРСКИЙ погост Рис. 211. Иконостас в новой Борисоглебской церкви, 1897 г. Алексей Александрович пожертвовал храму иконы, четыре перемены священ­ нических облачений и одежд для особо торжественных служб и церемоний. На высоком взгорье, недалеко от церкви построили дом для священника, со­ стоящий из 12 комнат; многочисленная семья батюшки —К. П. Щеколдина выделила 2 комнаты под классы, где доучивались с апреля переселившиеся из зимнего погоста Колосйоки ученики —дети саамов Пазрецкого погоста. Рядом через дорогу соорудили баню, в ряд с домом выстроили гостиницу. Сруб ее был приобретен и привезён из Архангельска в Пазреку на сред­ ства С. И. Мамонтова. Заведовала гостиницей на общественных началах дочь К. П. Щеколдина Агния. Новую церковь торжественно освятили 25.08.1874 г. Подновили и обшили древнюю церковь Бориса и Глеба, построенную по пре­ данию самим Трифоном Печенгским... Уже в дни болезни К. П. Щеколдина и после его кончины священником церкви Бориса и Глеба и прихода на Паз- реке (с 12.01.1916 г.) стал Назарий Алексеевич Синцов, приехавший из Кузо- мени. Пазрецкой церкви принадлежало 28 десятин сенокосной земли. Среди прихожан было 38 лопарских семей из Пазрецкого и Нявдемского погостов, всего 148 человек, а также 41 хозяйство финнов-лютеран, всего 223 человека. К . П. Щеколдин История —не только памятники материальной культуры прошлого, но, в первую очередь, люди, создавшие эти памятники, эту историю и береж­ но сохранившие их для последующих поколений. Поэтому было бы логично, изучая и восстанавливая историю Пазрецкого погоста и Борисоглебского при­ хода, попытаться собрать воедино материал о жизни и деятельности человека, отдавшего служению далекой окраине России —Печенгской земле —48 лет из 70 прожитых им. Публикация этого материала —наш моральный долг перед его памятью, нарушение многолетнего умалчивания о Константине Прокопье­ виче Щеколдине, протоиерее, настоятеле церкви св. Бориса и Глеба. В некрологе, посвящённом памяти К. П. Щеколдина (Архангельские Епар­ хиальные ведомости.—1917.—№ 1), автор относит его к «героям духа, носи­ телям идеи», осуществлению которой он посвятил всю свою жизнь, подавая другим высокий пример самоотвержения. Надо представить прежние условия работы на далёком севере, чтобы в должной мере оценить подвижническую одухотворенную работу таких людей, как К. П. Щеколдин. Едва ли кто-то из лопарей или промышленников на Мурмане не знал отца Константина. Это бы­ ла значительная, незаурядная личность, с разносторонними интересами и доб­ рыми практическими делами, чему сохранилось немало свидетельств самых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz