Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
498 ные формы храмов составляли единое гармоническое целое с окружающим пейзажем, с изгибом реки, с изломом гор, с гладью лугов, с острой чётко стью лесов. Со всей окружающей картиной древнерусский храм производит непередаваемое впечатление нераздельности, органической слитности. Много таких храмов разобрано и уничтожено, много сгорело, оставшиеся более или менее искалечены ремонтами, перестройками, стирается красота прошлого, исчезает чистота стиля... Старинные церковные мастера обладали громадным эстетическим вкусом: понимание религиозной идеи, конструктивного смысла, благородная простота форм, сдержанность, изысканные пропорции и чистые линии архитектурных частей. .. .Эстетика древней Руси, философия ее культуры, психология ее носите лей. .. открывают прекрасный мир древнего зодчества нашего Севера. Древние церковные описи 16 и 17 вв. различают главным образом только два вида постройки церквей: постройку „клетски" и постройку „вверх". Постройка храма в виде „клети“, т. е. прямоугольного здания с двускатною высокою крышею, с прирубным к нему алтарем и прирубной же —с западной стороны —более обширной трапезой, к которой или вокруг которой приру балась еще паперть с довольно сложным крыльцом. Все прирубные части храма имели особые покрытия; высокая над самым храмом увенчивалась ма ковицей —главкой с крестом. При всей кажущейся архитектурной простоте такого здания, древний русский зодчий умело выражал в нем идею священ ного жилища Божия и старался возможно украсить его соответственно столь высокому назначению... Широкий, с постепенно понижающимися крышами прирубных частей, как бы стелющийся по земле... вызывал образ как бы птицы-наседки, бережно и любовно прикрывающей крыльями своих птенцов и создавал умилительную картину мира и покоя, напоминая божественные слова: „придите ко Мне все труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы“. Т.о. церкви, построенные „клетски", были очень сложные и затейливые постройки, поражавшие оригинальностью замысла часто безвестного зодчего, для которого дерево было привычным и послушным материалом». (О старинном устройстве деревянных церквей на Севере в идейном и эстетическом отношениях,—Архангельск, 1914.) Новая церковь Бориса и Глеба «В 1870 году на Русском Севере побывал Великий князь Алексей Алексан дрович с русской эскадрой под командованием вице-адмирала К. Н. Посьета. В состав эскадры входили корвет «Варяг», клипер «Жемчуг», шхуна «Сек стан». Великого князя сопровождали Архангельский губернатор Н.А. Кача лов и знаток Севера М. К. Сидоров. В древней церкви святых Бориса и Глеба был отслужен молебен. Однако Великий князь был огорчен неблаголепным состоянием церкви, что, по его мнению, роняло престиж Российской импе рии. Офицеры пожертвовали на новый храм 605 рублей. Позднее Св. Синод выделил на строительство 31 067 рублей. По инициативе Великого князя в 1871 году началось, а в 1874 году завер шилось строительство нового храма во имя святых Бориса и Глеба —рядом со старым». (Храм во имя святых Бориса и Глеба.—М., 1999.—С. 26.) .. .Святейший Синод выделил на постройку новой церкви Бориса и Глеба 31067 руб. 49 коп. Подряд взял архангельский купец Е. А. Плотников, про ект архитектора Васильева. Здание срублено и пригнано в гор. Архангельске, затем его в разобранном виде в течение трех лет перевозили в Пазреку. Фун дамент из природного камня, бутовый, на него укладывались толстые массив ные брёвна. Общая длина церкви с алтарём, притвором и папертью —28,8 м, высота в средней части —8,5 м, алтаря и притвора —4,25 м, колокольни со сто рожкою—4,5м; паперти —2,8 м. Крыша крыта была жестью. Великий князь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz