Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

498 ные формы храмов составляли единое гармоническое целое с окружающим пейзажем, с изгибом реки, с изломом гор, с гладью лугов, с острой чётко­ стью лесов. Со всей окружающей картиной древнерусский храм производит непередаваемое впечатление нераздельности, органической слитности. Много таких храмов разобрано и уничтожено, много сгорело, оставшиеся более или менее искалечены ремонтами, перестройками, стирается красота прошлого, исчезает чистота стиля... Старинные церковные мастера обладали громадным эстетическим вкусом: понимание религиозной идеи, конструктивного смысла, благородная простота форм, сдержанность, изысканные пропорции и чистые линии архитектурных частей. .. .Эстетика древней Руси, философия ее культуры, психология ее носите­ лей. .. открывают прекрасный мир древнего зодчества нашего Севера. Древние церковные описи 16 и 17 вв. различают главным образом только два вида постройки церквей: постройку „клетски" и постройку „вверх". Постройка храма в виде „клети“, т. е. прямоугольного здания с двускатною высокою крышею, с прирубным к нему алтарем и прирубной же —с западной стороны —более обширной трапезой, к которой или вокруг которой приру­ балась еще паперть с довольно сложным крыльцом. Все прирубные части храма имели особые покрытия; высокая над самым храмом увенчивалась ма­ ковицей —главкой с крестом. При всей кажущейся архитектурной простоте такого здания, древний русский зодчий умело выражал в нем идею священ­ ного жилища Божия и старался возможно украсить его соответственно столь высокому назначению... Широкий, с постепенно понижающимися крышами прирубных частей, как бы стелющийся по земле... вызывал образ как бы птицы-наседки, бережно и любовно прикрывающей крыльями своих птенцов и создавал умилительную картину мира и покоя, напоминая божественные слова: „придите ко Мне все труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы“. Т.о. церкви, построенные „клетски", были очень сложные и затейливые постройки, поражавшие оригинальностью замысла часто безвестного зодчего, для которого дерево было привычным и послушным материалом». (О старинном устройстве деревянных церквей на Севере в идейном и эстетическом отношениях,—Архангельск, 1914.) Новая церковь Бориса и Глеба «В 1870 году на Русском Севере побывал Великий князь Алексей Алексан­ дрович с русской эскадрой под командованием вице-адмирала К. Н. Посьета. В состав эскадры входили корвет «Варяг», клипер «Жемчуг», шхуна «Сек­ стан». Великого князя сопровождали Архангельский губернатор Н.А. Кача­ лов и знаток Севера М. К. Сидоров. В древней церкви святых Бориса и Глеба был отслужен молебен. Однако Великий князь был огорчен неблаголепным состоянием церкви, что, по его мнению, роняло престиж Российской импе­ рии. Офицеры пожертвовали на новый храм 605 рублей. Позднее Св. Синод выделил на строительство 31 067 рублей. По инициативе Великого князя в 1871 году началось, а в 1874 году завер­ шилось строительство нового храма во имя святых Бориса и Глеба —рядом со старым». (Храм во имя святых Бориса и Глеба.—М., 1999.—С. 26.) .. .Святейший Синод выделил на постройку новой церкви Бориса и Глеба 31067 руб. 49 коп. Подряд взял архангельский купец Е. А. Плотников, про­ ект архитектора Васильева. Здание срублено и пригнано в гор. Архангельске, затем его в разобранном виде в течение трех лет перевозили в Пазреку. Фун­ дамент из природного камня, бутовый, на него укладывались толстые массив­ ные брёвна. Общая длина церкви с алтарём, притвором и папертью —28,8 м, высота в средней части —8,5 м, алтаря и притвора —4,25 м, колокольни со сто­ рожкою—4,5м; паперти —2,8 м. Крыша крыта была жестью. Великий князь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz