Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

497 ПАЗРЕЦКИЙ л е т н и й ЛОПАРСКИЙ погбст Слезскинский А. Г.: « . . .На священническом облачении изображены одногла­ вые и двуглавые орлы; по преданию оно подарено в храм Иваном Грозным». (Мурман / / Русское судоходство,—1896,—№ 175-177.) Ивановский С.В.: «...Очень старое здание древней церкви было срублено Трифоном с помощью лопарей из довольно солидных деревьев, комли на бру- сах были обнажены, это были мощные сосны. При деде (К. П. Щеколдине) для предохранения церкви от гниения была сделана обшивка из деревянных досок и окрашена в коричневый цвет. Внутри церковь представляла собой зал, разделённый иконостасом. Иконы и вся утварь были очень старые, завезены туда в XVI веке». (Северная святыня. Из рода Щеколдиных: К 425-летию со дня основания древней церкви св. Бориса и Глеба / / Сов. Печенга.—1990.— 30 окт.) Здание древней церкви сожжено, предположительно, в конце 1939 - на­ чале 1940 гг (называется и 1944 г.). Имеющиеся данные о том, кем и когда совершён этот акт вандализма, требуют уточнения и более веских доказа­ тельств. Свой неоценимый вклад в историю края, в историю России эта древняя церковь-часовенка, «поставление святителя Трифона», уже внесла. Она вста­ ла на границе двух государств как символ российской государственности, как символ православия и миролюбия, освящённая именами первых святых русской православной церкви —Бориса и Глеба. Сибирцев И.: «.. .Остатки древ­ них церковных зданий весьма малочисленны... почти не со­ хранились в своем целом и непо­ врежденном виде и не да­ ют ясного представления об идейно-эстетическом их значе­ нии. Впрочем, некоторые, сруб­ ленные в нач.—в конце 18 в. церкви сохраняют отчасти тра­ дицию древних форм, а с этого времени народный зодчий усту­ пает место предписаниям новой архитектуры. Начальной формой древне­ русского строительного искус­ ства, по исследованиям знаменитого археолога И. Е. Забелина, была клеть, т. е. известной ширины четырёхугольный сруб из бревен, положенных одно на другое в несколько венцов и связанных по углам вырубками „в лапу“, „в чашку“, „в крюк“ , „в ус“ или „в обло“ . Из этой клети с развитием потреб­ ности в широте и красоте жизни и разрослось впоследствии то целое, кото­ рое стало именоваться хоромами. Обычная длина стен такой клети (в т. ч. и жилой) простиралась в 3 -4 сажени... увеличивали пространство в ширину и вышину прирубами, стенами, приделами и т. п. . .. К клетям пристраива­ ли „сени“... Обычно устраивались двускатные крыши, причем для быстро­ го стекания влаги и предохранения крыш от гниения, чаще делали крутые покрытия... Двускатный... верх постройки не превышал высотою двух мер основания, а обыкновенно устраивался в П/г меры... Храм Божий —это святое место, где открывается людям надежда на спасе­ ние, доступная всем, кто приходит сюда с умиленною, чистою душой; храм... должен резко отличаться от людского жилища, но не вносить диссонанса в общую гармонию окружающего. Поразительно прежде всего уменье, с кото­ рым наши предки-строители выбирали место для храма Божия: архитектур­ Рис. 210. На переднем плане древняя Борисоглеб­ ская церковь, постро­ енная преподобным Трифоном Печенгским в 1565, за нею - новый Борисоглебский храм, построенный в 1874 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz