Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
497 ПАЗРЕЦКИЙ л е т н и й ЛОПАРСКИЙ погбст Слезскинский А. Г.: « . . .На священническом облачении изображены одногла вые и двуглавые орлы; по преданию оно подарено в храм Иваном Грозным». (Мурман / / Русское судоходство,—1896,—№ 175-177.) Ивановский С.В.: «...Очень старое здание древней церкви было срублено Трифоном с помощью лопарей из довольно солидных деревьев, комли на бру- сах были обнажены, это были мощные сосны. При деде (К. П. Щеколдине) для предохранения церкви от гниения была сделана обшивка из деревянных досок и окрашена в коричневый цвет. Внутри церковь представляла собой зал, разделённый иконостасом. Иконы и вся утварь были очень старые, завезены туда в XVI веке». (Северная святыня. Из рода Щеколдиных: К 425-летию со дня основания древней церкви св. Бориса и Глеба / / Сов. Печенга.—1990.— 30 окт.) Здание древней церкви сожжено, предположительно, в конце 1939 - на чале 1940 гг (называется и 1944 г.). Имеющиеся данные о том, кем и когда совершён этот акт вандализма, требуют уточнения и более веских доказа тельств. Свой неоценимый вклад в историю края, в историю России эта древняя церковь-часовенка, «поставление святителя Трифона», уже внесла. Она вста ла на границе двух государств как символ российской государственности, как символ православия и миролюбия, освящённая именами первых святых русской православной церкви —Бориса и Глеба. Сибирцев И.: «.. .Остатки древ них церковных зданий весьма малочисленны... почти не со хранились в своем целом и непо врежденном виде и не да ют ясного представления об идейно-эстетическом их значе нии. Впрочем, некоторые, сруб ленные в нач.—в конце 18 в. церкви сохраняют отчасти тра дицию древних форм, а с этого времени народный зодчий усту пает место предписаниям новой архитектуры. Начальной формой древне русского строительного искус ства, по исследованиям знаменитого археолога И. Е. Забелина, была клеть, т. е. известной ширины четырёхугольный сруб из бревен, положенных одно на другое в несколько венцов и связанных по углам вырубками „в лапу“, „в чашку“, „в крюк“ , „в ус“ или „в обло“ . Из этой клети с развитием потреб ности в широте и красоте жизни и разрослось впоследствии то целое, кото рое стало именоваться хоромами. Обычная длина стен такой клети (в т. ч. и жилой) простиралась в 3 -4 сажени... увеличивали пространство в ширину и вышину прирубами, стенами, приделами и т. п. . .. К клетям пристраива ли „сени“... Обычно устраивались двускатные крыши, причем для быстро го стекания влаги и предохранения крыш от гниения, чаще делали крутые покрытия... Двускатный... верх постройки не превышал высотою двух мер основания, а обыкновенно устраивался в П/г меры... Храм Божий —это святое место, где открывается людям надежда на спасе ние, доступная всем, кто приходит сюда с умиленною, чистою душой; храм... должен резко отличаться от людского жилища, но не вносить диссонанса в общую гармонию окружающего. Поразительно прежде всего уменье, с кото рым наши предки-строители выбирали место для храма Божия: архитектур Рис. 210. На переднем плане древняя Борисоглеб ская церковь, постро енная преподобным Трифоном Печенгским в 1565, за нею - новый Борисоглебский храм, построенный в 1874 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz