Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
495 ПАЗРЕЦКИЙ ЛЕТНИЙ ЛОПАРСКИЙ ПОГОСТ Рис. 208. Русский ко локол на звоннице у Свято-Георгиевской ча совни в городе Ней ден (Норвегия). Над пись по кромке: «Лил Илья Каркин в горо де Слободском Вятской губернии*. ба прячется в зелени „новый" домик, окрашенный желтой краской. Это чехол на старинной дорогой вещи: внутри него заключена церковь, построенная прп. Трифоном, первым просветителем лопарей, пришедшим на Мурман во време на Ивана Грозного. Притвор церкви более напоминает избу: по стенам лавки, в окне тусклая слюда и только ряд икон, висящих над другою влево от входа дверью, как будто указывают еще на истинный характер здания. Отворив эту дверь, посетитель вступает в самую церковь, маленькую и узкую. Старинный иконостас, деревянные подсвечники и висящие (в таком же тесном алтаре) кадило и облачения Трифона представляют дорогую находку для археолога. Трифон был мужчина богатырского сложения. По преданию он сам носил из далека брёвна для постройки церкви, жил же, укрываясь от преследования лопарей, в большой и тёмной пещере, находящейся не далеко от того места, где ныне стоит дом Клерка, в скалистом береге Пазрецкой губы, принадле жащим ныне Норвегии. Около церкви... лопарское селение, состоящее из нескольких туп и амбаров на четырех тонких столбах. Когда новая церковь еще не была построена, здесь не было постоянного причта. Один раз в год сюда приезжал священник из Печенги». (Заметки о мурманских поселениях: Из Отчета Коллежского Секретаря Островского... / / Материалы для разработки вопросов, касающихся Севера России.—СПб., 1881.—Вып. 1: Мурман и беломорские порты,— С.З, 4.) Rae Е. (Рае Е.): «Русские называют церковь Бориса и Глеба „монастырь", но здесь никогда не было монахов. Церковь стоит в красивом берёзовом леске, в ней есть несколько икон, достаточно древних. Поп (священник) приезжает сюда из Печенги только дважды в год для проведения богослужений и совер шения церковных обрядов. Десять-двенадцать семей саамов-колтта живут возле церкви в бедных из бушках. .. Некоторые из этих лопарей достаточно высокого роста и имеют рыжеватые волосы, характерные для жителей средней России. Они, однако, что достаточно странно, сохранили большинство своих национальных обычаев и традиций, в большей степени, чем какое-либо из других племён, населяю щих Кольский полуостров. Например, в день свадьбы саам-колтта предпочи тает сначала украсть свою невесту... .. .Пасвик —самое восточное норвежское рыболовецкое поселение на се верном побережье. „Basse" на саамском означает „святой", и, возможно, у зде шних уроженцев поблизости прежде было место жертвоприношений». (The White Sea peninsula.—London, 1881,—P. 11-23.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz