Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

493 ПАЗРЕЦКИЙ ЛЕТНИЙ ЛОПАРСКИЙ ПОГбСТ и по их обмеру оказалось в этом пути 32 версты. На пути около новой до­ роги этою зимою паслось и передвигалось по мере надобности монастырское оленье стадо свыше 1000 голов, пастухами их ижемцами был поставлен чум, в котором останавливались проезжающие, и о. архимандрит Ионафан неод­ нократно ночевал в нем. С 6 по 9 марта 1913 года о. Ионафан в четвертый раз ездил до Борисо-Глебской церкви в Пазреку, ему сопутствовал лесничий Печенгского лесничества Реутов для проверки вырубленного леса для столбов телеграфной линии <.. .> В зиму 1913, как и в прошлую 1912 г., около просеки для новой Пазрец- кой дороги паслось и передвигалось по мере надобности оленье монастырское стадо и для проживания оленыциков был чум. В ноябре месяце оленыци- ки пастухи с иеродиаконом Александром большою райдою ездили для про­ дажи оленьего мяса в Норвегию в г. Киркенес и продали мяса более чем на 1000 рублей. Тою же дорогою от пустыньки до Пазреки и обратно ез­ дил духовник монастыря иеромонах Пахомий, служил там две всенощных и две литургии в Пазрецкой приходской церкви Бориса и Глеба, одну литур­ гию в воскресенье и другую 21 ноября в день праздника Введения во храм Пр. Богородицы и исповедал дряхлеющего 70-летнего старожила в Пазрецком приходе старца священника протоиерея о. Константина Щеколдина». (Записки очевидца...—Архангельск, 1916.—С. 111-121.) «Пазрецкий (саам, pass(e) = пасс = святой) летний саамский погост в нижнем течении реки Паз , в районе нынешней Борисоглебской ГЭС» (на ле­ вом берегу р. Паз — В . М .) . (Энциклопедия Кольского края. Вып. 30 / / Рыбный Мурман.—1998.— 11-17 дек.—С. 10.) Sergejeff К. (Сергеев К.): «.. .Kolttakongas (Колттакёнгас) —расположенная на западном (левом) берегу реки Паз летняя деревня саамов-колтта, центр добычи сёмги и других видов морской рыбы. В царские российские времена и в финский период (1920-1944 гг.) река активно использовалась для спортив­ ного лицензионного рыболовства, участки реки сдавались в аренду. В сезон дома в погосте оставались лишь женщины и дети». (Sergejeff К., Bl&field М. Petsamon kuvia.—Jyvaskyla, 1992.—С 129.) R o s b e rg J . (Росберг И.): «.. .Boris-Gleb (Борис-Глеб). На западном берегу реки Паз , в 4 км от ее устья. Из устья сюда можно добраться на небольших лодках. Здесь живут летом 6 -7 семей саамов-колтта... Православная церковь и дом священника, гостиница. Прибыльная ловля лосося». (Petsamon maa.—Helsinki, 1919,—С. 106.) О древней церкви Бориса и Глеба Саамы православного вероисповедания проживали на левом берегу реки Паз у нижнего ее порога (т. е. на месте бывшего летнего Пазрецкого погоста) уже с первой половины XVI в. Подтверждением этому служит факт построй­ ки «для новокрещёных лопарей» древней Борисоглебской церкви. О времени ее возведения свидетельствует найденный внутри церковки крест с надписью: «Крест сей сооружен у церкви в лето 7073 (1565) июля 4 дня на память. А святил церковь сию игумен Иларион при начальнике Трифоне». Извест­ но также, что миссионерская деятельность прп. Трифона среди саамов-колтта Печенги, Нявдемы и Пазреки началась задолго до постройки этой церкви и именно в местах их традиционного проживания. В 1589 г. пазрецкие саамы и обитель подверглись разорительному нападению отряда подданных швед­ ского короля (финнов) под руководством Пекки Везайнена (Pekka Vesainen), о чем свидетельствуют сохранившиеся документы Датского архива о разоре­ нии Св. Троицкого Печенгского монастыря.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz