Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

484 сделано. Неспособностью к восприятию грамотности, невежество лопарей до настоящего времени, по-видимому, объяснить также нельзя, так как лопари отличаются впечатлительностью и восприимчивостью и доказали это во вновь построенной Пазрецкой школе. Вопрос о просвещении лопарей, разрешенный прежде всего для погранич­ ной Пазреки, впоследствии стал решаться и для внутренних погостов русской Лапландии... в т. ч. в 1893 г. в приходе Печенгском (Арх. Епарх. Вед.—1896.— № 17-19)». (Распространение христианства среди русских лопарей.—Архангельск, 1900,- С. 46-48.) О школе см. также: Колосйоки , р. Сведения о населении «Пазрецкий погост , нп (Пазрека). 1920 г. (до 18.06) —на территории Кольско-Лопарской волости. 18.06.20 - авг. 1920 г.—на территории Печенгской волости. Сент.-дек. 1920 г.—Чалмозерский сельсовет. 1920 г. - 1944 г.—на территории Финляндии». (АТДМО.—С. 224.) ПАЗРЕЦКИЙ л е т н и й ЛОПАРСКИЙ погост На левом западном берегу р .Паз у пограничного падуна, возле церкви Бориса и Глеба. Вар. назв.— Пазрека, Пазрецк, Пазрецка лётня. а N-I 294-296 (с.): Keynges = водопад, порог. Т-г 220 (с.): Keunjes (Ра) = (ф.): Kolttakongas = порог (водопад) саамов-колтта. Itk.(с.): K|šk-riavve, піѵа — на реке Паз, на месте летнего лопарского погоста. (с.): Kčsk’varaš — горка у водопада (Т-г 327); (с.): Kosk’oaiv, K.-uaive — гора возле порога саамов- колтта, на восточном берегу. Т-г 327 (с.): Kosk'oaiv — гора у порога саамов-колтта. Т-г 497 (с.): Paččioi (S, Ре) = (ф.): Patsjoen lappalaiset = пазрецкие саамы, т. е. саамы, проживавшие в бассейне реки Паз. Itk. (с.): Pcoffšja-jogk = (с.): Paottšja-jogk, Pattsje-johkk, Paottsja-jogk = (ф.): Paatsjoki, Паатсйоки (ранее также еще Patsjoki, Патсйоки, (норв.) Pasvikelva, Пасвикэльва, русск. Пазрека’, река Пасъ, г.1608, (Хар.), река Пазъ, Паза река; погост Пазрека ; Кезъ-Сидь (кезъ — лето), Летняя деревня(сийд). Русское название погоста Пазрецкий связано с рекой Паз , а дополни­ тельное определение «летний», или «Летняя пазрецкая (деревня)» идет от сезонного годового цикла саамов, в соответствии с которым пазрецкие ло­ пари в летние месяцы проживали здесь, переселяясь из зимнего лопарского погоста в середине-конце марта или в начале апреля. Саамы считали ре­ ку Паз и ее окрестности священными на все времена: согласно преданию, именно здесь, у нижнего порога (падуна) реки Паз прп. Трифон Печенг­ ский окрестил саамов-колтта в православие; возле летнего пазрецкого погоста в 1565 г. прп. Трифоном была построена церковь Бориса и Глеба; здесь у паз­ рецких саамов было одно из лучших мест для ловли сёмги. Осенью часть семей поднималась вверх по р . Паз и промышляла в своих родовых угодьях. Крайней верхней границей по течению р .Паз, куда доходили владения паз­ рецких саамов, была территория в бассейне озера Хёюхёнъярви. С 1920 по 1944 гг. территория погоста входила в состав Финляндии, и Паз­ рецкий летний саамский погост, и водопад имели финские названия —Колт- такёнгас (Kolttakongas) —водопад (порог, падун) саамов-колтта; Борисоглеб­ ская деревня саамов-колтта —(Boris-Glebin kolttakyla). См. также: Борисоглебский, порог. Огородников Е .К .: « ... С левой страны реки Таза, от моря 20 вёрст, погост Бориса и Глеба». (Мурманский и Терский берега по книге Большого Чертежа.—СПб., 1 8 6 9 ,-С. 47.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz