Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

483 ПАЗРЕЦКИЙ зймний лоп А рский погост поряжению губернатора Качалова священники завели у себя училища. У свя­ щенника Нотозерского погоста о. Георгия Терентьева было 10 учеников из нотозерских лопарей. Он учил их, между прочим, и пению. Это в особенно­ сти располагало лопарей в пользу грамотности: возвращаясь домой, мальчики учили своих сородичей молитвам. К сожалению, однако, немного спустя после своего возникновения, это полезное дело заглохло окончательно: уже в начале 70-х годов у священников не обучалось ни одного мальчика. В. Немирович- Данченко [„Между Белым морем и Северным ледовитым океаном"], сооб­ щая о прекращении занятий священника Ловозерского прихода с лопарскими детьми, говорит, что этот священник на его вопрос о причине прекращения обучения наивно отвечал, „что он гнушается необразованием и дикостью сво­ ей паствы, что в ней невежество свирепствует и при этом вздохнул о том, как тяжко ему, просвещенному человеку, жить среди сих филистимлян". (Древ­ няя и Новая Россия.—1875., II.—С. 364, 366) Более удачной оказалась попытка, сделанная священником Пазрецкого прихода о. Константином Щеколдиным в деле обучения лопарей в Пазрец­ ком погосте: с начала 1886 г. о. Константин „решился по звуковому способу выучить лопарских детей самым употребительным молитвам, чтобы они их правильно читали и пели; он при каждом удобном случае собирал детей в од­ но место, произносил слова молитвы,—дети повторяли вслед. Дети учились с большим вниманием, и всех детей тогда (в 1886 г.) в пазрецком погосте, которые знали молитвы, было 24 человека. Они, выучив молитвы, обучали и взрослых. С изучением молитв, дети приучаемы были и к пению". (Гражда­ нин,—1886.—№ 77). Этой последней попытке, к счастию, не суждено было заглохнуть, так как через два года после этого на Пазреке возникает уже лопарская школа,—пер­ вая церковно-приходская школа для лопарей. Она устроена была в зимнем Ло­ парском погосте, верстах в 40 от пограничной (с Норвегией) церкви свв. Бори­ са и Глеба, на берегу реки Колос-йоки, впадающей в Куч-озеро , которое ши­ рокою струей соединяется с р. Пазой. Здание для школы построено на сумму, пожертвованную обер-прокурором Св. Синода К. П. Победоносцевым и быв­ шим русским консулом в Финмаркене Д. Н. Островским (Арх. Еп. В,—1896,— № 18.—С. 224). Нельзя не отнестись с особенным сочувствием к тому, что ме­ сто для школы было выбрано именно в Лопарском зимнем погосте, а не около церкви. Представляя большие неудобства для учителя, которому приходится ехать так далеко для обучения лопарей, близость школы к погосту имеет для лопарей огромное преимущество. Им не приходится платить на содержание детей в чужой стороне, вдали от себя, что приходилось неизбежно делать тем немногим родителям-лопарям, которые имели возможность отдавать своих де­ тей в Кольскую школу („от 1857-1867 г. обучалось грамоте в школе г. Колы всего лишь 3 мальчика и одна девочка". Дергачев Н. Русская Лапландия,— Архангельск, 1877,—С. 22.) Таким образом те препятствия, которые тормозили дело распространения грамотности среди лопарей, уничтожены постройкой школы при погосте. Ло­ пари, кочующие в продолжение весны, лета и осени с одной рыболовной тони на другую, живут зимой оседло в так называемых зимних погостах, след., имеют своих детей, обучающихся в школе, всегда на глазах у себя. Это вы­ годное положение школы тотчас сказалось на количестве учеников: в 1-й же год в этой школе помещалось 17 детей от 8 до 14 летнего возраста (мальчи­ ков и девочек), огромный процент для малолюдной Лапландии, в особенности если принять во внимание, что ученики приходят из Пазрецкого погоста. Большое количество учеников, сразу наполнивших Пазрецкую школу, крас­ норечиво доказывает, что лопари не чуждаются просвещения, не бегут гра­ мотности, не боятся отдавать своих детей в школу... Если же они до сих пор оставались безграмотными, то лишь оттого, что в продолжение 300 лет для просвещения этого забытого в полярной стране народа ничего не было

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz