Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
483 ПАЗРЕЦКИЙ зймний лоп А рский погост поряжению губернатора Качалова священники завели у себя училища. У свя щенника Нотозерского погоста о. Георгия Терентьева было 10 учеников из нотозерских лопарей. Он учил их, между прочим, и пению. Это в особенно сти располагало лопарей в пользу грамотности: возвращаясь домой, мальчики учили своих сородичей молитвам. К сожалению, однако, немного спустя после своего возникновения, это полезное дело заглохло окончательно: уже в начале 70-х годов у священников не обучалось ни одного мальчика. В. Немирович- Данченко [„Между Белым морем и Северным ледовитым океаном"], сооб щая о прекращении занятий священника Ловозерского прихода с лопарскими детьми, говорит, что этот священник на его вопрос о причине прекращения обучения наивно отвечал, „что он гнушается необразованием и дикостью сво ей паствы, что в ней невежество свирепствует и при этом вздохнул о том, как тяжко ему, просвещенному человеку, жить среди сих филистимлян". (Древ няя и Новая Россия.—1875., II.—С. 364, 366) Более удачной оказалась попытка, сделанная священником Пазрецкого прихода о. Константином Щеколдиным в деле обучения лопарей в Пазрец ком погосте: с начала 1886 г. о. Константин „решился по звуковому способу выучить лопарских детей самым употребительным молитвам, чтобы они их правильно читали и пели; он при каждом удобном случае собирал детей в од но место, произносил слова молитвы,—дети повторяли вслед. Дети учились с большим вниманием, и всех детей тогда (в 1886 г.) в пазрецком погосте, которые знали молитвы, было 24 человека. Они, выучив молитвы, обучали и взрослых. С изучением молитв, дети приучаемы были и к пению". (Гражда нин,—1886.—№ 77). Этой последней попытке, к счастию, не суждено было заглохнуть, так как через два года после этого на Пазреке возникает уже лопарская школа,—пер вая церковно-приходская школа для лопарей. Она устроена была в зимнем Ло парском погосте, верстах в 40 от пограничной (с Норвегией) церкви свв. Бори са и Глеба, на берегу реки Колос-йоки, впадающей в Куч-озеро , которое ши рокою струей соединяется с р. Пазой. Здание для школы построено на сумму, пожертвованную обер-прокурором Св. Синода К. П. Победоносцевым и быв шим русским консулом в Финмаркене Д. Н. Островским (Арх. Еп. В,—1896,— № 18.—С. 224). Нельзя не отнестись с особенным сочувствием к тому, что ме сто для школы было выбрано именно в Лопарском зимнем погосте, а не около церкви. Представляя большие неудобства для учителя, которому приходится ехать так далеко для обучения лопарей, близость школы к погосту имеет для лопарей огромное преимущество. Им не приходится платить на содержание детей в чужой стороне, вдали от себя, что приходилось неизбежно делать тем немногим родителям-лопарям, которые имели возможность отдавать своих де тей в Кольскую школу („от 1857-1867 г. обучалось грамоте в школе г. Колы всего лишь 3 мальчика и одна девочка". Дергачев Н. Русская Лапландия,— Архангельск, 1877,—С. 22.) Таким образом те препятствия, которые тормозили дело распространения грамотности среди лопарей, уничтожены постройкой школы при погосте. Ло пари, кочующие в продолжение весны, лета и осени с одной рыболовной тони на другую, живут зимой оседло в так называемых зимних погостах, след., имеют своих детей, обучающихся в школе, всегда на глазах у себя. Это вы годное положение школы тотчас сказалось на количестве учеников: в 1-й же год в этой школе помещалось 17 детей от 8 до 14 летнего возраста (мальчи ков и девочек), огромный процент для малолюдной Лапландии, в особенности если принять во внимание, что ученики приходят из Пазрецкого погоста. Большое количество учеников, сразу наполнивших Пазрецкую школу, крас норечиво доказывает, что лопари не чуждаются просвещения, не бегут гра мотности, не боятся отдавать своих детей в школу... Если же они до сих пор оставались безграмотными, то лишь оттого, что в продолжение 300 лет для просвещения этого забытого в полярной стране народа ничего не было
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz