Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
482 Учтя такой образ жизни саамов, Щеколдин решил, что школа в Пазреке должна быть, во-первых, передвижная, работающая в тех местах, где нахо дится население, во-вторых, она должна иметь иную, чем обычно, структуру учебного года. Учебный год, по мысли Щеколдина, должен быть разбит на че тыре периода: Первый период, сентябрь-октябрь, когда школа должна находиться: в сентябре —на озерах Вам и Пыр, в октябре —на озере Чалм. В этот период он считал целесообразнее всего обучать русской разговорной речи, вести устные занятия по священной истории и учить детей петь. С конца октября по январь, когда саамы кочуют в разных местах и на ступает тёмная пора, лучше всего сделать каникулы. Дети в это время могут кочевать со стадами оленей и обучаться пастьбе их. С января до апреля школа открывается в погосте Пазрека. С апреля до конца мая —у Борисо-Глебской церкви. В мае —экзамены, а потом —снова каникулы. Этот план, однако, не удалось реализовать до конца. В местах рыбного лова, у озёр, не оказалось такого помещения, где можно было бы развернуть занятия... Щеколдин стал проводить школьное обучение в двух только пунк тах: зимой —в погосте Пазрека (в районе современного посёлка Никель,— В .М .) и весной —у Борисо-Глебской церкви на границе Норвегии». (Школа на Крайнем Севере,— Л.: Учпедгиз, 1939.—С. 39, 40.) Львов Е. (Кочетов Л.): « . . .При врожденной впечатлительности и восприим чивости лопарей учение идет успешно и бойко. В своих неоднократно опубли кованных записках К. П. Щеколдин, вопреки распространённому тогда мне нию, постоянно подчёркивал глубокие национальные традиции лопарей, их любовь к своему краю, природе, способность и стремление к учению, свое образное чувство юмора и нравственную чистоту. Сам о. Константин более 10 лет вёл обучение детей саамов в церковно-приходской школе». (По Студеному морю.—М., 1895.—С. 196-202.) Харузин Н .Н .: «...Большое количество учеников,—17чел. в 1887г.—сра зу наполнивших Пазрецкую школу, красноречиво доказывает, что лопари не чуждаются просвещения, не бегут грамотности, не боятся отдавать сво их детей в школу». (Русские лопари.—М., 1890. ) Гоппен С.: « ... церковно-приходская школа... не имеет почти никаких средств и содержится доброхотными приношениями отца Константина Щеколдина и добрых людей... преподаванием, разумеется безвозмездно, занимаются отец Константин и псаломщик Василий Ивановский. Отец Константин нередко сам носит в школу дрова и топит печки. Всех кончивших школу более 30 маль чиков. .. Учение каждого ученика продолжается 4 -5 лет». (От Архангельска до Чалмозера Александровского уезда: Путевые записки.—Архангельск, 1900,—С. 14-19.) Л ь в о в Е . (Кочетов Л .): «...Мысль об основании для пограничных лопарей церковно-приходской школы возникла после посещения Пазреки Его Импера торским Высочеством Великим Князем Алексеем Александровичем. В 1887 го ду этим вопросом занимались кроме о. К. Щеколдина Министерство Ино странных дел, в частности Д. Н. Островский и Обер-прокурор Св. Синода К. Победоносцев... Один мальчик из погоста Нявдемы взят в школу на счёт священника из Норвегии...» (По Студеному морю,—М., 1895,—С. 196-202.) Козмин Н.: «.. .еще до возникновения официальных школ в русской Лаплан дии делались некоторые попытки для обучения лопарей грамоте. Так, по рас
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz