Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
481 ПАЗРЕЦКИЙ зимний лоп А рский погост ба,'священником о. Константином Щеколдиным, совместно со строителем Пе ченгского монастыря , иеромонахом о. Никандром, была освящена... первая церковно-приходская школа для детей Пазрецкого лопарского погоста. Шко лу решено было построить в зимнем лопарском погосте, верстах в 40 от по граничной церкви святых Бориса и Глеба, на правом берегу р .Колосйоки, впадающей в Куч-озеро ( Куэтсъярви ), которое в свою очередь соединяется с Пазрекою... Лопари, кочующие в продолжение весны, лета и осени с одной рыболовной тони на другую, живут зимой оседло в т. н. зимних погостах, и дети, обучаю щиеся в школе, всегда бывают при них ... Школа помещалась в высоком доме в 14 венцов». Розонов А. С. свидетельствует о том, что с середины 18 века была осозна на мысль о том, что обучение лопарей должно вестись на их родном языке. Переводятся книги, изучаются лопарские наречия. Инициатива исходит от живущих в Лапландских провинциях священников, которые хорошо знали быт, потребности и трудности жизни лопарей. В результате их усилий обуче ние проводилось на лопарском языке. Делаются попытки вести проповедниче скую деятельность на лопарском языке, выпускать доступные дешевые книги, для обучения детей использовать рукописные учебники на их родном язы ке. К. П. Щеколдин перевел Евангелие от Матфея на нотозерский диалект, а в 1895 году Комитет Православного Миссионерского общества в Архангель ске издал «Азбуку для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангельской губернии». Псаломщик церкви Бориса и Глеба Василий Михайлович Ивановский, муж дочери К. Щеколдина Екатерины, по совместительству работал учителем лопарских детей во вновь построенной Пазрецкой школе в зимнем лопарском погосте. После зимних месяцев учения, в апреле, саамские дети вместе со своими родителями переселялись в летний Пазрецкий погост у церкви Бо риса и Глеба. Там в классных комнатах, расположенных в левом крыле дома священника, они завершали учебный год. Новая школа была построена по инициативе и ходатайству К. П. Щеколди на и по распоряжению обер-прокурора Священного Синода К. Победоносцева, а также при участии Д. Н. Островского. По обследованию газет 1899 г. грамотность в Пазрецком погосте состав ляла 30%, тогда как по данным общероссийской переписи от 28.01.1897 г. .. .грамотность в других саамских погостах составляла около 5%. При церков- но-приходской школе и в доме священника была библиотека книг в основном на русском языке, кроме того, подписные газеты и журналы. (К. П. Щеколдин и церковь Бориса и Глеба / / Печенга.—1994.—27, ЗОавг.; Северная святыня / / Сов. Печенга.—1990,—Павг.) Базанов А .Г ., Казанский Н .Г .: «Любопытный проект ...школы разработал еще в конце 80-х годов Пазрекский священник К. Щеколдин Свой проект школы он представил в 1887 г. на утверждение Победоносцева, а через год — в епархиальный училищный совет. В этом проекте Щеколдин указывает, что саамы Пазрекского прихода в те чение года меняют четыре места: 1) С января месяца по апрель они живут в зимнем Пазрекском погосте. 2) С апреля до конца мая —на границе Норвегии в районе Борисо-Глебской церкви; здесь, на море, они промышляют рыбу. 3) С мая до 20 июня саамские женщины с детьми перебираются на бе рег Пазрекского залива и ловят сайду и сёмгу, а мужчины, оставаясь у Борисо-Глебской церкви, продолжают промышлять на море. 4) В начале августа саамы со своими семьями выезжают на реку Паз и озе ра для промысла рыбы; здесь находятся до октября-ноября. В ноябре- декабре они кочуют со своими стадами по ягельным местам и к январю вновь собираются в зимнем погосте.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz