Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

478 занимаются женщины и подростки. Согласно статье 2 Протокола 16/8 августа 1834 г., саамы пазрецкого погоста имели право заниматься ловом сёмги в нор­ вежских фьордах (Ярфьорд и Бекфьорд). Мужское население возвращалось на морские промыслы (треска, сайда). Выловленную сёмгу возили в г. Вардэ, где покупали муку, соль и др. Морской и сёмужный промыслы заканчивались 24 июля к храмовому празднику церкви Бориса и Глеба, к которому все лопа­ ри собирались в летнем погосте на р. Паз у церкви и падуна. После праздника и отдыха начиналась подготовка к третьей —осенней перекочевке. В начале августа женщины и дети отправлялись на озера —Кит, Чалмо, Пейво, Вак и Пур (в сист. р. Паз). В конце августа —начале сентября все занимались заготовкой рыбы, главным образом —сига. В конце октября наступала пора поиска оленей, и все мужчины были заняты этим. Собрав оленей, саамы гнали их к р. Паз, к тому месту, где есть две горные гряды —Керим-худе на норвежском берегу и Галка-Уайва — на российском. К 25 декабря все семейство собиралось в зимнем погосте, что располагался на берегу оз .Куэтсъярви. Год завершился». (Поездка по Лапландии осенью 1883 г.—СПб., 1885.—С. 3-53.) РозоновА . С.: «.. .Талвъ-Сидъ (талвъ —зима; сидъ —место) расположен в 6 верстах от Кучьозера (кучь —медведь), который небольшим ручьём соеди­ няется с Чалмъ-озером, отстоящим вёрст на 30 -40 вверх по р. Пазе. В этом погосте, состоящем из 12 хат и стольких же амбаров, лопари остаются до 25 марта. В феврале занимаются рубкой дров в лесах по берегам Китъ-, Кучь-, Чалм- озёр. Около Кучь-озера брёвна больших размеров, которые зимой выво­ зятся лопарями на оленях к близко подходящему к Чалмъ-озеру Лангефьорду (Долгая губа) и продаются живущим там норвежским поселенцам. По бере­ гам остальных озёр —дровяной лес. Дрова складываются у Пазы и в июле, августе сплавляются к Эльвенесу и Киркенесу». (Лапландия и лапландцы.—СПб., 1903.—С. 42-45.) Пазрецкая зимняя деревня —Ванхаталвикюля (Vanhatalvikyla) располага­ лась в месте слияния р .Шуонийоки и Касйоки, в 5 км от озера Куэтсъярви. Это была старая зимняя деревня, что отражено в ее названии: vanha —ста­ рый (-ая). Нынешняя дорога Никель - Приречный проложена по территории бывшей деревни. С востока она была ограничена водопадом, с юга —рекой и болотной трясиной. Наличие болота отмечено в финском варианте названия деревни (Sonjoen kyla). Предания лопарей сохранили воспоминание о том, что поселение было здесь уже во времена Трифона. Тогда здесь был почти непроходимый лес, и в этой чаще пр. Трифон собственноручно срубил часов­ ню в 1550 г. в Печенгском монастыре и перевез сюда по частям. В финский период службы в ней не проводились, она использовалась по другому назна­ чению. С началом лесозаготовок в этом районе часовня использовалась как конюшня. До этого батюшкой при часовне служил ныне живущий в Севетти- ярви (Финляндия) отец Пимена Семенова. О поездке с ним сюда вспоминал священник Ю. Ряме. Кругом церкви были густые заросли леса, с трудом про­ ходимые. В часовне же было и жильё батюшки, классная комната, т. к. это была часовня —школа для саамских детей, и зал для богослужения. Шко­ ла совмещалась с церковью. Икон не было. Часовня была такая же древняя, как и часовни-церковки в Нейдене и Борисоглебске, и такая же маленькая. По мере роста населения деревни ее расширяли. В деревне к 1918 году насчи­ тывалось 19 дворов, точнее, жилищ, и 130 жителей. Озера Салмиярви и Куэтсъярви относились к владениям семей Афана­ сьевых и Летовых. Пазрецкая зимняя деревня Ванхаталвикюля (Sonjoen kyla) была разрушена почти за одну ночь во время Первой мировой войны. После 1918г. саамы уже никогда более не смогли восстановить годовой цикл, т.к. все их владения были распределены между новопоселенцами (колонистами). Саамы-колтта, жители Ванхаталвикюля, разобрали на части свои избушки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz