Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

476 Лопарь, имеющий мало оленей, верит, что если телёнок-самка, через год после своего рождения принесет телёнка, что это хорошее предзнаменование и что после этого его стадо будет увеличиваться. Когда у лопаря возьмут без спроса игну (оленью вожжу), он беспокоится, так как обладатель игны может перевести всех оленей у него, унести счастье. Лопарка, держащая овец, старается, чтобы из комелька искры не летели на пол и не жгли шерсть —после этого овцы не будут плодиться. Лопаркам разрешается есть мясо диких оленей, но мыть его они не долж­ ны. .. Эта обязанность лежит на мужчинах; кости оленя никогда не бросают на улицу; их опускают в реку; если не исполнить этого —лопарю никогда больше не удастся поймать дикого оленя. Если лопарь увидит медвежьи следы, он никогда об этом не скажет своей жене; в противном случае, если он пойдет на охоту —он медведя ни за что не найдет. В некоторые из этих примет и суеверий нельзя не видеть наблюдательно­ сти человека, жизнь которого регулируется окружающей его природой и на­ ходится в зависимости от погоды, которая наступает в то или иное время года... Но среди перечисленных примет мы встречаем и такие, которые являются лишь остатками древнего культа лопарей... слабое воспоминание о культе медведя... о прежних жертвоприношениях. Считая убитого оленя добычей, посланной либо каким-нибудь духом, либо богом охоты, хотя бы Луот-хозик, современный пазрецкий лопарь отдает кости этой добычи этому духу, подобно тому, как его предок при принесении жертвы зарывал кости перед идолом, или оставлял около сейда кости добычи или голову и крылья птицы с тем предпо­ ложением, что божество, каково бы оно ни было, из этих остатков сотворит новых животных или птиц, которых и пошлет навстречу почтительному охот­ нику. Подобные жертвоприношения исчезли среди лопарей —но суеверный обряд сохранился в полной силе». (Русские лопари.—М., 1890,—С. 207, 208.) ПАЗРЕЦКИЙ ЗЙМНИЙ ЛОПАРСКИЙ ПОГОСТ Известен с XVI в На 10 вер­ стной карте 1875-1878гг. указан на сев. берегу р .Колосйоки, впадающей в озеро Куэтсъярви. Вар. назв.— Пазрецк, Пазрецка зймня, Пазрека. а Известны три места расположения зимнего Пазрецкого погоста : 1) на р.Шу- онийоки, возле водопада; 2) на р. Колосйоки, в ее среднем течении, в месте впадения в нее р .Малой Колосйоки (Сечкайоки ); 3) возле устья р. Колосйоки, на правом ее берегу, в месте впадения реки в оз. Куэтсъярви. Т-г 83 (с.): Čuonn’johkk-sit (Ра) = Шуон(и)йок-сийд = «Pasrjetsk» = Пазрецк. Старая зимняя деревня пазрецких саамов на реке Шуони = Ванхаталвикюля. Т-г 494 (с.): Paččie-sit; 1. Čuonni’jokk-sit = (ф.): Patsjoenkyla = «Пазрецка зимня». Деревня пазрецких лопарей на р. Шуони. См. также: Шуонийок, р.; Шуониявр, оз. Itk. (с.): Treffan’ — ma'r’kkan, Kolttakonkaan kyla («markkina»). Доел.: Поселение лопарей Пазрецкого погоста Трифона — «Марккан». В поселениях с дополнительным названием «markkina» устраивались своеобразные ярмарки. На картах 1946 г. и 1961 г. деревня указана под названием Ванхаталвикюля, что является транслитерацией финского названия Vanhatalvikyla, где vanha — старый (-ая), talvi —зима; kyla —деревня, т. е. старая зимняя деревня. Допол­ нения к этому —русские названия —«Пазрецкая» и «Пазрека» объясняются принадлежностью этой территории к бассейну реки Паз, в окрестностях ко­ торой обитали пазрецкие лопари. Ванхаталвикюля (Пазрецк, Шуоникюля) — лишь одно из мест бывшего зимнего погоста пазрецких саамов. Определение «зимняя, зимний» связано с годовым циклом саамов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz