Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
472 ковь очень проста, но и очень благолепна, в то же время, образа хорошего письма, хороший иконостас, клиросы, хоругви и . .. в церкви большие, светлые окна и деревянный крашеный пол... Тотчас же начался молебен, а затем о. Константин сказал простое, но очень осмысленное и прочувствованное слово. При богослужении присутствовали лопари, и лопарь же стоял у свечного ящика; они же были и церковнослужителями и читали по-славянски; лопа ри же и лопарки очень недурно пели на клиросе.. .(см. также „Церковные ведомости" за февраль 1889 г.)» (По Студеному морю.—М., 1895,—С. 186-191.) Ивановский С. В.: « . . .Одним из памятников пребывания препо добного Трифона на реке Паз, кроме сооруженной им древней церкви Бориса и Глеба, при мерно в двух километрах от устья р. Паз, с левой стороны, против мыса Эльвенеса (Норве гия) —служит глубокая в скале пещера. Во время прилива толь ко часть воды попадала в пеще ру, т. к. образовавшаяся воздуш ная пробка не позволяла воде подняться выше определённого уровня. В этой пещере, по пре данию, укрывался прп. Трифон в случае необходимости, жил в ней, молился у небольшого ал таря. И позднее там сохранялись алтарь, икона, свеча. Пещера прп. Трифона была посещаемым и весьма чтимым местом для лопарей и гостей Паз-реки. В память о прп. Трифоне там постоянно горела свеча. Чтили память о нем и норвежцы, жившие в Эльвенесе и Киркенесе». (Северная святыня. Из рода Щеколдиных / / Сов. Печенга.—1990.— 27 окт., 30 окт., 12 нояб.) Rae Е. (Рае Е.): «Трифон выбрал себе для жилища природную пещеру неда леко от входа во фьорд. Это привело в замешательство лапландских колду нов. Пещера была где-то на полпути от подножия скалы к ее вершине, на ее отвесной, обрывистой стороне. В пещере до сих пор стоит рака и маленькая икона с изображением Божией Матери, накрытая покровом, вышитым золоты ми крестами. Тонкая свеча стоит перед ракой. У русских лопарей существует обычай: отправляясь на рыбную ловлю, охоту или в путешествие вокруг мыса, считавшееся опасным, они приходят сюда и приносят своему святому подар ки. Но если сааму не повезет, то, возвращаясь, он забирает не только свои подарки, но старается прихватить и то, что ему посчастливится здесь найти помимо них». (The White Sea Peninsula.—London, 1881,—С. 11-23.) « .. .Другим местом паломничества, связанным с Трифоновской традици ей, была так называемая Трифоновская пещера. У Пасвик-фьорда, примерно в одном километре к северо-западу от Киркенеса находится пещера в холме, который издавна была местом паломничества. Самым видным паломником, побывавшим здесь, был брат царя, который посетил это место в 1870 году. Скольте-саамы всегда обнажали головы, кланялись и крестились, когда про ходили мимо этой пещеры. Традиция рассказывает, что Трифон жил в этой пещере, когда строил церковь Бориса и Глеба. По более драматической версии этой истории, именно здесь он укрылся от преследования враждебно настроен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz