Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
470 ва вступает в Россию, и перед ним неожиданно открывается картина, трудно поддающаяся описанию. На левом берегу быстро бегущей и широкой реки в зелени берёз стоит деревянная церковь св. кн. Бориса и Глеба, чрезвычай но изящной архитектуры, построенная по желанию великого князя Алексея Александровича в 1871 г. в глубине картины между громадными пахтами шу мит большой и сильный водопад „пограничный падун“. .. Река Паз вытекает из озера Энаре и, строго говоря, представляет ряд озёр, соединённых между собою протоками (лумбами), прерываемыми порогами и водопадами. Высо кие скалистые берега, поросшие то сосновым лесом, то зеленью лугов, озера, усеянные островками, напоминают виды лучших местностей и придают реке редкую прелесть и красоту. Река Паза подробно описана в труде Д. Н. Бухаро ва „Поездка по Лапландии" (СПб., 1885). Река богата сёмгой, и сюда каждое лето наезжают любители рыбной ловли англичане, размещающиеся в доме Клерка или в доме русского священника. Особенно рекомендуется поездка вверх по реке Пазе к Заячьему водопаду, где ловятся прекрасные хариусы, и далее на очень красивое Кит озеро, при входе в которое поднимается из воды огромный камень, напоминающий своею формою кита. Стержень реки Пазы и середина образуемых ею озёр приняты за чер ту государственной границы с тем, что стоящая на левом берегу реки цер ковь Бориса и Глеба принадлежит России с пространством земли на 1 версту в окружности. Судоходство и сплав по реке Пазе там, где она протекает мимо церкви и где на пространстве двух вёрст оба берега реки принадлежат Рос сии, равно как и устье ее, принадлежащем Норвегии, одинаково свободно для русских и норвежских подданных... От церкви Бориса и Глеба могут быть совершены следующие инте ресные поездки: а) в реку Нявдему к старинной русской часовне, построенной по преданию еще Трифоновым Печенгским монастырем и около которой до сих пор жи вут несколько норвежских лопарей, исповедующих православную веру. Вид часовни донельзя жалкий. б) По Нявдемской губе, Kiofjord, на западном берегу которой против бухты Nordre Lervaag, вдавшейся в западный берег о-ва Шалима (Skogero), возвы шается утёс Akkobaft. В верхней части утёса на красном граните отчётли во виден белый крест, оказывающийся пересечением прорезывающих гранит кварцевых жил. По этому поводу существует следующее лопарское предание: „Жил св. Трифон —крестник Господа Бога. Он построил церковь у Gaevnes (пограничный падун) и начал проповедь против кебунов (лопарских колду нов). Услыхал он, что на Акко собралось однажды много народа, и кебуны готовились совершать там жертвоприношение из оленьего мяса. Преп. Три фон поехал в лодке от падуна сначала по Пазрецкой губе, потом по Косой губе и по Нявдемской и, подъехав к Akkobaft, встал в лодке, поднял руки к утесу и сделал знак креста, и крест запечатлелся на скале и виден до сих пор. Кебуны обратились в каменья, а жертва их в прах". в) На западном берегу той же Нявдемской губы при самом ее устье есть небольшой заливец —становище Шапкино, посреди которого лежит высокий и крутой остров Шапкин, разделяющий становище на две части. Тут было до 1811 года самое западное становище наших рыбаков. В 1818 году для его защиты была устроена батарея, следы которой видны были еще в 1826 году (М. Рейнеке, ч. II—СПб., 1878.—С. 210). г) Вверх по реке Пазе к озеру Энаре и оттуда пешком через Сонгельский погост на Нотозеро и по реке Туломе в Колу. д) Из Паз-реки в Печенгу. Сначала путь от церкви Бориса и Глеба совер шается вверх по реке Паз до Чалмо-озера... затем по лумболе (протоке) пере езжают в озеро Кышк (Медвежье озеро), пересекши которое путник оставляет лодку и отправляется с лопарями через большой сосновый лес к зимнему ло парскому погосту на реке Колос-йоки. Здесь в 1888 году выстроена лопарская
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz