Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

470 ва вступает в Россию, и перед ним неожиданно открывается картина, трудно поддающаяся описанию. На левом берегу быстро бегущей и широкой реки в зелени берёз стоит деревянная церковь св. кн. Бориса и Глеба, чрезвычай­ но изящной архитектуры, построенная по желанию великого князя Алексея Александровича в 1871 г. в глубине картины между громадными пахтами шу­ мит большой и сильный водопад „пограничный падун“. .. Река Паз вытекает из озера Энаре и, строго говоря, представляет ряд озёр, соединённых между собою протоками (лумбами), прерываемыми порогами и водопадами. Высо­ кие скалистые берега, поросшие то сосновым лесом, то зеленью лугов, озера, усеянные островками, напоминают виды лучших местностей и придают реке редкую прелесть и красоту. Река Паза подробно описана в труде Д. Н. Бухаро­ ва „Поездка по Лапландии" (СПб., 1885). Река богата сёмгой, и сюда каждое лето наезжают любители рыбной ловли англичане, размещающиеся в доме Клерка или в доме русского священника. Особенно рекомендуется поездка вверх по реке Пазе к Заячьему водопаду, где ловятся прекрасные хариусы, и далее на очень красивое Кит озеро, при входе в которое поднимается из воды огромный камень, напоминающий своею формою кита. Стержень реки Пазы и середина образуемых ею озёр приняты за чер­ ту государственной границы с тем, что стоящая на левом берегу реки цер­ ковь Бориса и Глеба принадлежит России с пространством земли на 1 версту в окружности. Судоходство и сплав по реке Пазе там, где она протекает мимо церкви и где на пространстве двух вёрст оба берега реки принадлежат Рос­ сии, равно как и устье ее, принадлежащем Норвегии, одинаково свободно для русских и норвежских подданных... От церкви Бориса и Глеба могут быть совершены следующие инте­ ресные поездки: а) в реку Нявдему к старинной русской часовне, построенной по преданию еще Трифоновым Печенгским монастырем и около которой до сих пор жи­ вут несколько норвежских лопарей, исповедующих православную веру. Вид часовни донельзя жалкий. б) По Нявдемской губе, Kiofjord, на западном берегу которой против бухты Nordre Lervaag, вдавшейся в западный берег о-ва Шалима (Skogero), возвы­ шается утёс Akkobaft. В верхней части утёса на красном граните отчётли­ во виден белый крест, оказывающийся пересечением прорезывающих гранит кварцевых жил. По этому поводу существует следующее лопарское предание: „Жил св. Трифон —крестник Господа Бога. Он построил церковь у Gaevnes (пограничный падун) и начал проповедь против кебунов (лопарских колду­ нов). Услыхал он, что на Акко собралось однажды много народа, и кебуны готовились совершать там жертвоприношение из оленьего мяса. Преп. Три­ фон поехал в лодке от падуна сначала по Пазрецкой губе, потом по Косой губе и по Нявдемской и, подъехав к Akkobaft, встал в лодке, поднял руки к утесу и сделал знак креста, и крест запечатлелся на скале и виден до сих пор. Кебуны обратились в каменья, а жертва их в прах". в) На западном берегу той же Нявдемской губы при самом ее устье есть небольшой заливец —становище Шапкино, посреди которого лежит высокий и крутой остров Шапкин, разделяющий становище на две части. Тут было до 1811 года самое западное становище наших рыбаков. В 1818 году для его защиты была устроена батарея, следы которой видны были еще в 1826 году (М. Рейнеке, ч. II—СПб., 1878.—С. 210). г) Вверх по реке Пазе к озеру Энаре и оттуда пешком через Сонгельский погост на Нотозеро и по реке Туломе в Колу. д) Из Паз-реки в Печенгу. Сначала путь от церкви Бориса и Глеба совер­ шается вверх по реке Паз до Чалмо-озера... затем по лумболе (протоке) пере­ езжают в озеро Кышк (Медвежье озеро), пересекши которое путник оставляет лодку и отправляется с лопарями через большой сосновый лес к зимнему ло­ парскому погосту на реке Колос-йоки. Здесь в 1888 году выстроена лопарская

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz