Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

466 Сообщение по всей Лапландии в летнее время также есть. Так, из г. Колы и до церкви Бориса и Глеба, оставляя в стороне далеко вдавшийся в море Рыбачий полуостров, прежде всегда власти ездили, до пароходства, на бере­ говых лопарских судах —тройниках, через станции Мотовскую и Печенгскуго в становище Малонемецкое. Между Моткою и становищем Малонемецким, правда, есть перешеек вёрст 7 и по нему путешественники идут пешком, а ба­ гаж их несут ямщики. Для удобства же, чтобы ехать без остановки, на той и на другой стороне заливов моря, т. е. на Мотовской и Печенгской, имеются около воды принадлежащие содержателям станций суда-тройники, и на них путь продолжают далее. Пешеходные тропы также есть, конечно, они не пут­ ные, но лопари по ним ходят очень скоро; а другой кто по ним и пойдет? Так, годов 10 назад небольшую часть шел по ним профессор Харьковско­ го университета А. И. Якоби и член антропологической выставки Кельсиев. Местные власти по сим дорожкам также хаживали в крайних случаях. Кро­ ме того, можно проехать и по тундрам через Нотозерский приход, отстоящий от г. Колы за 60 вёрст. В сем случае путь лежит мимо Муткавара, где сходятся границы русская, финская и норвежская. От сей местности к Борисоглебской церкви спускаются вниз по реке Паз, образуемой озерами, по середине кото­ рых идет граница. Путь этот, однако, из-за порогов и водопадов по реке нелег­ кий, но в то же время весьма интересный по величине озёр, водопадов и почти богатой по северному климату растительности лесов. Мимо порогов и водо­ падов, где невозможно ехать, карбаса или лодки тянут по суше. Пазрецкие лопари, живущие ежегодно осенью там, недалеко от Муткавара, сим путем и поднимаются вверх с детьми и овцами. Несчастий, однако, не случалось. Около 100 вёрст вверх проходят дня в три, а вниз спускаются в 11/2 сутки. Ныне, с учреждением на Мурмане пароходства, по станциям в летнее и ве­ сеннее время ездить почти перестали. О старых путях разве только названия мест Волоковая и Крикун и др. будут напоминать. Теперь все для удобства и скорости стараются ехать на пароходах. Прежде на перешейке между Мот­ кою и Малонемецким была даже построена, около 1872 г., казенная изба, чтобы проезжающие могли обогреться... Около церкви (Б. и Гл.) земли русской только 1'/2 версты. Пазрецкие ло­ пари, живущие на границе, ведут меновую торговлю лесом и дровами на хлеб и др. необходимые товары; но что же им и делать, когда вблизи не у кого более купить и некому продать... С 1883 г. в Пазреке устроен хлебный мага­ зин комитетом о продовольствии жителей Архангельской губернии, но цена всегда выше, чем у норвежцев: за пуд 1р. 51коп., а у норвежцев 1р. 30 коп. Мука в магазин посылается из г. Архангельска и провоз... обходится очень дорого, потому что нужно перегружать до трех р а з ... норвежцы иногда для покупки оленьего мяса ездят в лопарские погосты, особенно в Сонгельский, находящийся на середине между Колой и Пазрекою. Покупку эту производят или на деньги, или на муку. .. .Телеграф действительно, необходим... и не только до Колы, а по все­ му Мурманскому берегу, особенно во время промыслов... А пока необходимо улучшать пароходство, сделать его более доступным по цене для перевозки товаров. Теперь дороговизною многие тяготятся. В мае и сентябре товарище­ ство Мурманского срочного пароходства рейсов почти не делает, а они очень нужны, т. к. в мае —самый разгар промысла, а в сентябре —ярмарка в Архан­ гельске. В мае месяце всегда поэтому какой-нибудь норвежский пароход ходит по Мурману и торгует для наживки сельдями. Т. о. права свои мы уступаем добровольно. Благо теперь пароход „Архангельск", наскучивший своим удоб­ ством всем, разбился, и поэтому остаётся пожелать, чтобы товариществом пароход был куплен более прочный и более удобный». (Из Лапландии Архангельской губернии / / Гражданин,—1887,—№ 54,— С. 7-9.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz