Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

448 ньих стад, не перезимовать бы на севере волку. Труднее жилось бы и песцу. Раскапывая снег, олени облегчают ему охоту на леммингов. Песцу и лисице, росомахе и ворону достаются остатки волчьих трапез, туши павших живот­ ных, а если олени домашние, то и съедобные отбросы, которые можно найти около жилья человека. Зимой при стаде кормятся белые куропатки и даже зайцы. Там, где разрыт снег, им легче найти корм. И хотя одна-другая птица рискует попасть под копыто, десятки куропаток благополучно зимуют на оле­ ньих „копаницах". Летом олени опустошают птичьи гнезда, но в то же время и привлекают насекомоядных птиц —не сами, конечно, а их спутник —гнус. Поедая хвощ, осоку, пушицу, они местами становятся заметными конкурентами гусей, мел­ ких грызунов, других травоядных животных. Впрочем, олени не только по­ едают растительность, но и сильно изменяют ее. Под их воздействием преоб­ ражается подчас сам характер местности. Животные разрыхляют копытами моховую дернину, и тогда глубже протаивает грунт, на месте осок и пушиц появляются злаки. Да и лишайники, если ими не кормятся олени, постепенно стареют и вымирают. Оленьи пастбище не трудно опознать издали, например, с самолета, с большой высоты, по густой сети проложенных здесь тропинок. При чрезмерной нагрузке на пастбища (такое бывает только в тех местах, где пасутся домашние олени) они превращаются в топкие болота. На протяжении тысячелетий там, где встречался северный олень, он был едва ли не главным кормильцем человека. Поэтому неудивительно, что олень играл такую большую роль в духовной жизни древних обитателей Севера. Люди —и не только саамы, о которых идет речь,—оседали там, где ча­ ще встречались олени, кочевали вслед за оленьими стадами. Хотя попутно они ловили рыбу, добывали куропаток, гусей и уток, собирали птичьи яйца и съедобные растения, весь их жизненный уклад, даже духовный мир, были приспособлены к охоте на оленей, к использованию того, что давала такая охота. А давала она человеку и пищу и материал для шитья одежды, по­ стройки жилищ, освещения, а в безлесных местах —и отопления. < ...> Для шитья одежды использовался мех телят и оленей-подростков. Шкуры взрос­ лых животных главным образом шли на покрытие жилищ, шитье верхней одежды, спальных мешков, употреблялись как подстилка в жилищах. Шкура с жестким, грубым волосом, снятая с ног, использовалась для шитья обу­ ви и рукавиц; подошва для зимней обуви шилась в большинстве случаев из „щеток“ и шкуры, снятой со лба оленя. Нитки, ссученные из оленьих су­ хожилий, необыкновенно прочны и не преют от сырости. В пищу человеку шли не только мясо и жир оленя, но и кровь, содержимое рубца, молодые, еще не отвердевшие рога. В общем, если учесть, что из костей вытапливался жир, что некоторые кости, рога и копыта использовались на разные поделки, можно считать, что все без исключения части оленьей туши находили себе применение в хозяйстве человека». (От оленьих просторов до оленьих гор.—М., 1986.—С. 199-203.) ОЛЕНЬЯ ГОРА, нп. На вост. берегу Печенгской губы. Основан карелами в 1880 г. Вар. назв.— Пороваара, Подолёнья Горка, Поровара, Поделённая Гора, Паро- вара. а Т-г 541 (с.): Риаз’ѵагг = (ф.): Рогоѵаага = г. Оленья. (с.): риаз = (ф.): рого = одомашненный северный олень. N-I 943 (с.): Puads(e)vodd = г. Пуадш(е)вёдд. (с.): puads = (ф.): рого = северный одомашненный олень; (с.): vddd — череда небольших гор, в основном, в нижней зоне произрастания лесов. Доел.: Олень’горы. Оленьи(оленей)’горы. (где пасутся домашние олени). 944 (с.): Puadsluobbal = (ф.): Porojarvi = оз. Пороярви — поворот Ивана. Доел.: Олен’ь(-я)’ озеро. Оленье озеро. Варианты местных названий: (ф.): Porovaara = Jivanan mutka = г. Поровара. (с.): muotk' = (ф.): mutka — изгиб, излучина, поворот, колено.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz