Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

444 словом Hirvas обозначают самца-трёхлетку или самца более старшего воз­ раста. .. Такие названия, как Хирвасъярви, -лахти, -мяки и т. п., возможно, связаны именно с самцом оленя и частично могут даже являться кальками с прежних лапландских названий, начинающихся на Sarves-(CapBec-)... Веро­ ятно, такое употребление возникло под влиянием саамов, чьи предки в свою очередь заимствовали это слово из балтийских языков. (Кроме того, фин­ ское слово, обозначающее важенку, т. е. самку дикого оленя, также является заимствованным из саамского). .. .Поро (рого) по-фински —домашний олень. В южной Финляндии поразительно мало географических названий, свя­ занных с охотой на оленей (типа „Оленья могила", „Оленья засада", „Оленья впадина", „Оленья тропка" и т. п.). Некоторые названия, связанные с оленями, являются столь древними, что места, обозначенные ими, из островов превра­ тились в мысы вследствие происходящего постепенно подъёма местности. Эти географические названия нередко являются кальками с первоначальных саам­ ских названий. Переведенные с саамского, они могут восходить к бронзовому веку. Лапландское слово, обозначающее оленя, прослеживается в названиях, начинающихся с Konta- или Kontta-. Саамы часто строили свои поселения там, где росла сухая сосна, которую можно было в течение многих лет использовать в качестве топлива... Кроме того, в большой степени зимние места обитания оленей повлияли на выбор саамами мест своих зимних поселений, именно там были опорные пункты для зимней охоты на оленей. Пытаясь объяснить происхождение зимних по­ селений (талвсийт, талвикюля, talvsijd), финский ученый К. Вилкуна пришел к заключению, что первобытные люди, подобно стадным животным, держа­ лись сообща... В суровых условиях севера они неизбежно были вынужде­ ны делиться на определённые группы семей, которые рассеивались в разных направлениях в поисках добычи и лишь на зиму собирались вместе. Т. о., с одной стороны, рассеивание на отдельные бродячие группы было вызвано экономической необходимостью, а с другой —стадный инстинкт собирал лю­ дей вместе в специальных поселениях... Весна (после таяния снегов), лето и осень были благоприятными для жизни периодами, когда женщины, кото­ рым участие в охоте было запрещено, могли добывать пищу, собирая плоды или занимаясь ловлей рыбы. Зима же была суровым временем, когда глубокие снега и толстый лёд затрудняли рыбную ловлю. Уже осенью становилось все труднее обеспечивать пропитание, и зимой можно было существовать, лишь питаясь мясом, а питательное, жирное, богатое белками мясо было только у лосей и оленей, особенно у более жирных, чем лоси, оленей. Во второй половине 18 в. в одну охотничью группу входило от 8 до 12 че­ ловек. Можно предположить, что одно зимнее поселение состояло в среднем из 10 чумов, каждый из которых выставлял одного человека для участия в охоте. Вероятно, организация зимних поселений у саамов возникла как раз на основе охотничьих групп для добычи оленей, т. к. олени обычно в конце зимы —начале весны перебирались на покрытые льдом озера, на открытые сопки Лапландии, где их было трудно настичь и приходилось организовывать длительную осаду. Тысячелетний опыт, или, вернее сказать, естественный отбор, привел к тому, что количество охотников в группе стабилизировалось на уровне десяти человек. На льду озера или в тундре два-три охотника окружали стадо оленей с наветренной стороны, а остальные тем временем устраивали засаду с подветренной. Олени, едва почуяв, что их окружают, бросались наутек, как водится у них, по ветру, и попадали прямо в „объятия" к сидевшим в засаде. Групповая охота в конце зимы —начале весны была важнейшим событием года: от ее успеха зачастую зависело, удастся ли пережить голодное время, дотянуть до лета, когда вскроются водоемы и прилетят перелетные птицы...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz