Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
444 словом Hirvas обозначают самца-трёхлетку или самца более старшего воз раста. .. Такие названия, как Хирвасъярви, -лахти, -мяки и т. п., возможно, связаны именно с самцом оленя и частично могут даже являться кальками с прежних лапландских названий, начинающихся на Sarves-(CapBec-)... Веро ятно, такое употребление возникло под влиянием саамов, чьи предки в свою очередь заимствовали это слово из балтийских языков. (Кроме того, фин ское слово, обозначающее важенку, т. е. самку дикого оленя, также является заимствованным из саамского). .. .Поро (рого) по-фински —домашний олень. В южной Финляндии поразительно мало географических названий, свя занных с охотой на оленей (типа „Оленья могила", „Оленья засада", „Оленья впадина", „Оленья тропка" и т. п.). Некоторые названия, связанные с оленями, являются столь древними, что места, обозначенные ими, из островов превра тились в мысы вследствие происходящего постепенно подъёма местности. Эти географические названия нередко являются кальками с первоначальных саам ских названий. Переведенные с саамского, они могут восходить к бронзовому веку. Лапландское слово, обозначающее оленя, прослеживается в названиях, начинающихся с Konta- или Kontta-. Саамы часто строили свои поселения там, где росла сухая сосна, которую можно было в течение многих лет использовать в качестве топлива... Кроме того, в большой степени зимние места обитания оленей повлияли на выбор саамами мест своих зимних поселений, именно там были опорные пункты для зимней охоты на оленей. Пытаясь объяснить происхождение зимних по селений (талвсийт, талвикюля, talvsijd), финский ученый К. Вилкуна пришел к заключению, что первобытные люди, подобно стадным животным, держа лись сообща... В суровых условиях севера они неизбежно были вынужде ны делиться на определённые группы семей, которые рассеивались в разных направлениях в поисках добычи и лишь на зиму собирались вместе. Т. о., с одной стороны, рассеивание на отдельные бродячие группы было вызвано экономической необходимостью, а с другой —стадный инстинкт собирал лю дей вместе в специальных поселениях... Весна (после таяния снегов), лето и осень были благоприятными для жизни периодами, когда женщины, кото рым участие в охоте было запрещено, могли добывать пищу, собирая плоды или занимаясь ловлей рыбы. Зима же была суровым временем, когда глубокие снега и толстый лёд затрудняли рыбную ловлю. Уже осенью становилось все труднее обеспечивать пропитание, и зимой можно было существовать, лишь питаясь мясом, а питательное, жирное, богатое белками мясо было только у лосей и оленей, особенно у более жирных, чем лоси, оленей. Во второй половине 18 в. в одну охотничью группу входило от 8 до 12 че ловек. Можно предположить, что одно зимнее поселение состояло в среднем из 10 чумов, каждый из которых выставлял одного человека для участия в охоте. Вероятно, организация зимних поселений у саамов возникла как раз на основе охотничьих групп для добычи оленей, т. к. олени обычно в конце зимы —начале весны перебирались на покрытые льдом озера, на открытые сопки Лапландии, где их было трудно настичь и приходилось организовывать длительную осаду. Тысячелетний опыт, или, вернее сказать, естественный отбор, привел к тому, что количество охотников в группе стабилизировалось на уровне десяти человек. На льду озера или в тундре два-три охотника окружали стадо оленей с наветренной стороны, а остальные тем временем устраивали засаду с подветренной. Олени, едва почуяв, что их окружают, бросались наутек, как водится у них, по ветру, и попадали прямо в „объятия" к сидевшим в засаде. Групповая охота в конце зимы —начале весны была важнейшим событием года: от ее успеха зачастую зависело, удастся ли пережить голодное время, дотянуть до лета, когда вскроются водоемы и прилетят перелетные птицы...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz