Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
442 ОЛЁНКА БОЛЬШАЯ, р. Впадает в Баренцево море против о-ва Бол. Оленьего, к В от сел. Почниха. Берёт начало в оз. Вэзръявр. Вар. назв.— Оленья Большая. ОЛЁНКА МАЛАЯ, р. Левый приток р .Бол. Оленки, впад. в Баренцево море против о-ва Бол. Оленьего. ОЛЁНЬЕ, оз. К 3 от оз. Каскельяур, в сист. р. Титовки. Сток в верхн. течении р. Акким, впад. в Верхнетуломское водохр. (X Сенкевич-Гудкова В .В .: «...B топонимике Кольского полуострова встреча ется очень много зооморфных географических названий типа... kon’t ’-jaur’— озеро Дикого оленя, kod’d’-vuonn —залив Дикого оленя, и т. д. Из зверей чаще всего в географических названиях Кольского п-ова встре чаются дикие олени и медведи, а из птиц —вороны, орлы, лебеди и журав ли. .. Целый ряд топонимических названий, связанных с оленем, уже переве дён на русский язык, как то: реки Оленица, Оленка . ..» (Фольклорные мотивы в саамской топонимике Кольского полуострова / / Ученые записки Карел, пед. ин-та.—Петрозаводск, 1964,—Т. XVI.— С. 156-158.) Волков Н. Н.: «В отличие от ручного оленя, называемого пуадз или пуатц, дикий олень называется коньт или коть. Стадо как домашних, так и диких оленей называется чутце. .. Большинство предметов хозяйственного быта са амов, непосредственно связанных с оленеводством, получили свое наимено вание от слова коньт, т. е. от обозначения дикого, а не домашнего оленя. Укажем лишь термины, не вызывающие сомнений: шкура, содранная с ниж неколенных частей оленьих ног для пошивки обуви, называется койб, койбы, обувь из койб с загнутыми вверх носками называется каньги, кам или камас, нитки, приготовляемые из оленьих жил,— контьсун', даже понятие об устрой стве или лишении жизни выражается термином, образовавшимся в процессе основного занятия —охоты на дикого оленя — контийт. Приведённые факты позволяют сделать вывод о том, что материальная культура саамов слагалась в зависимости от охоты на дикого оленя и что период этот был достаточно длительным. Последнее положение подтверждает и саамский фольклор, в ко тором образ дикого оленя еще до недавнего времени занимал видное место... Смысл множества наименований оленя... в различном его хозяйственном значении в разные периоды жизни... в различной его ценности. Олень в хо зяйстве саамов как раньше, так и теперь в большинстве селений имеет уни версальное значение, и оленеводство можно считать основой экономическо го благосостояния этого народа... От оленя саамы получают пищу, одежду, обувь, постельные принадлежности, домашнюю утварь, материал для костя ных изделий и жир для освещения жилища. При отсутствии дорог в тундре олень является незаменимым средством связи и передвижения грузов». (Российские саамы.—Каутокейно, 1996,— С. 13, 20.) Монтонен М.: «Финскому названию северного оленя (peura, petra) соответ ствует эстонское poder, что значит „лось“ и то же значение имеют сложные слова в водском и ливском языках. Правда, эстонцы обозначают одним и тем же словом и дикого и домашнего оленя, но при этом обязательно добавляют „северный"... Подобным же образом зародилось в русском языке сочетание слов „северный олень". В карельском и вепском языках petra, pedra, pedru означают „дикий северный олень". Слово peura, его этимология определённо неизвестна. Matti Rapola пришел к выводу, размышляя о происхождении древнего фин ского слова jalopeura, что сущ. peura вначале означало просто „дикое живот ное, зверь". С добавлением к нему прилаг. jalo (здесь —„большой, сильный, страшный") оно стало символизировать льва.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz