Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
437 ОЗЕРКО Залив открыт южным ветрам, но будучи защищен берегом материка, не мо жет здесь разводить большого волнения. Несмотря на прекрасные условия для якорной стоянки и зимовки судов, а также и на удобство окружающей местности для колонизации, гавань Озер ко, до сих пор, не привлекала сюда ни рыбопромышленников, ни колонистов, так как она очень удалена от пути судов и от мест главных рыбных про мыслов. Но, если прорыть небольшой перешеек, отделяющей залив Озерко от вершины большой Волоковой губы, то здесь могла бы образоваться самая лучшая и удобная гавань на всём Мурманском побережье... .. .Дальнейшего движения дело об устройстве порта на Мурманском берегу не получило и вопрос этот более не возбуждался до 1888 г., когда Олонецким губернатором д. с. с. Григорьевым, в письме на имя Управляющего Морским министерством, было указано на возможность и желательность устройства на Мурманском берегу, и именно в заливе Озерко, военного порта или на пер вое время укрепленной угольной стоянки для наших крейсеров. В письме своем д. с. с. Григорьев между прочим указывал, что между многими, незамерзающими и совершенно закрытыми от океанского волнения бухтами, обращает на себя внимание обширный Мотовский залив, с гава нью „Озерко", глубоко вдающийся в Рыбачий полуостров. Что по углублению и квадратной поверхности водного пространства, эта гавань может вместить в себя большое количество самых крупных судов. Длинный и узкий вход в Мотовский залив легко может быть загражден и защищен батареями, рас положенными на возвышенных и обрывистых берегах. Гавань Озерко может быть легко и удобно соединена каналом с Заливом Волоковым; такое ис кусственное соединение открыло бы флоту, стоящему в заливе Озерко, два выхода в океан и чрезвычайно затрудняло бы блокаду флота в нем находяще гося. .. Суда, стоящие в подобной гавани, могли бы считать себя совершенно безопасными от покушений неприятеля и способными выйти когда и куда угодно... Управляющий Морским министерством тогда же предписал директору Бе ломорских маяков кап. 2 ранга Иванову отправиться на Рыбачий полуостров и совместно с судовым врачом К. С. Андреевым произвести (необходимые изу чения). .. Относительно залива Озерко кап. 2 ранга Иванов в отчете своем изложил, что „по обширности, глубине и качествам грунта, это самая лучшая и спокой ная гавань на Мурманском берегу. Окруженная горами высотою до 570 фут она имеет отлогие берега, удобные для построек. По исследовании почвы пе решейка и из сравнения, произведенного промера с картою 1848 года, кап. 2 ранга Иванов пришел к убеждению, что залив этот мелеет от засыпки его мелким камнем, приносимым с гор —ручьями". Несмотря, однако, на такое обмеление, залив Озерко в средине представляет, по словам кап. 2 ранга Ива нова, превосходную стоянку для огромного числа судов всех рангов. Грунт — мелкий камень и коралл. Высота прилива около 9 фут. Замерзание бывает редко... Вход в гавань шириною в 300 саж. безопасен и для больших судов, с осадкою 22 ф. Что касается вопроса о прорыве перешейка для устройства западного вы хода из залива Озерко в Варангерский залив, через Большую Волоковую губу, то кап. 2 ранга Иванов сообщил, что „этот перешеек представляет узкую по лосу низкой земли, протяжением от залива Озерко до большой Волоковой губы в 850 саж. при ширине от 150 до 40 саж. и высотою над уровнем моря в среднем около 7 фут., причем вся эта местность изрезывается в различных направлениях горными отпрысками, высотою от 6 до 14 фут., между которы ми сравнительно узкие промежутки покрыты тундрою, небольшими озерами пресной воды и довольно густою растительностью. Глубина слоя грунта, под дающегося снятию, состоит из тундры, гальки и песку, не превышающих 1!/2саж., а ниже является уже сплошной гранит. Если бы прорытие здесь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz