Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
404 ском направлении за счёт резервов 19 корпуса, а в начале октября перебросили из Северной Норвегии в район Петсамо, Луостари самокатно-разведывательную бригаду „Норвегия", а из района Рованиеми —13 отдельный пулемётный батальон и 230-й про тивотанковый дивизион 169 пехотной дивизии. С началом наступления 14 армии немцы спешно на автотранспорте пере бросили в район Никель, Ахмалахти 307 и 324 пехотные и 234 артиллерий ский полки 163 пехотной дивизии и некоторые отдельные батальоны. < ...> Потеряв свои позиции на рубеже р . Петсамойоки, главные силы 19 ГК, используя заранее подготовленные опорные пункты, продолжали оказы вать сопротивление на дорожных направлениях: Петсамо, Тарнет, Киркенес; Луостари, Ахмалахти', Луостари, Никель, Сальмиярви. Судя по тому, что немцы оказывали упорное сопротивление на подступах к Никелю, Ахмалахти и Киркенесу, и потому, что еще до 19 октября они продолжали подтягивать сюда с юга части 36 армейского корпуса, можно было полагать, что к началу второго этапа нашей операции решения об отходе из района Никеля и Сев. Норвегии у них еще не было. <.. .> От исходного района до Никеля дорога проходит по северной части возвышенности Петсамонтунтури, далее, огибая южный берег озера Куэтсъ ярви, по болотистой низине выходит на дорогу Петсамо, Рованиеми, кото рая на всём протяжении от Сальмиярви до оз .Инари проходит по долине реки Патсойоки вдоль ее правого берега... Корпус должен был наступать вдоль дороги Луостари, Никель, Сальмиярви и далее на юго-запад по петсамо- рованиемской дороге. Возвышенность Петсамонтунтури представляет собой нагромождение ска листых холмов, изрезанных оврагами и болотистыми лощинами. Наибольшая высота —гора Куорпукас — достигает 636,3 м над уровнем моря. Между хол мами на различных высотах над уровнем моря много небольших озёр. Возвы шенность лишена всякой растительности и открыта для воздушного наблюде ния. Местность от Никеля на запад и далее по долине р. Патсойоки на юго- запад представляет лесисто-болотистую холмистую тундру со значительным количеством озёр и небольших рек (притоков р. Патсойоки). Ровных участ ков местности, пригодных для посадки самолётов и оборудования посадочных площадок, почти нет. На всём этом направлении, на протяжении более 150 км, за три с лишним года войны немцы построили всего два аэродрома —в районе Ванхаталвикюля (6 км юго-западнее оз .Куэтсъярви) и у развилки Маятало (по дороге на Наутси)... Вдоль дороги имелись подготовленные оборони тельные рубежи, сохранившиеся еще со времен советско-финляндской войны, а также построенные немцами: в дефиле озёр Пороярви, гора Каскама, рубеж южнее разв. Маятало, р. Наутсийоки, по советско-финской государственной границе и ряд других, менее значительных. Река Патсойоки и система больших и малых озёр являются серьёзными препятствиями и ограничивают манёвр войск. Даже небольшие речки, проте кающие обычно или в болотистых, или в скалистых берегах, часто являются непреодолимыми препятствиями. Единственная дорога (Петсамо —Рование ми), пролегающая в полосе наступления корпуса, представляет как бы мост и гать через труднопроходимую местность, сойти с которой не всегда было возможно. Метеорологические условия создавали серьезные трудности для войск. Прогноз погоды на октябрь был следующим: С 18 по 20.10 —сплошная облачность. Снег, ветер юго-восточный 2 -7 м/сек. Температура +2°, 3° с постепенным понижением до 0°, -5°. С 21 по 25.10 —в первой половине срока значительная облачность. Снег. Во второй половине срока сплошная облачность. Снег, метель. Усиление вет ра. Температура от 0° до —5' с временным похолоданием в середине срока до -2 °, -6°.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz