Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

404 ском направлении за счёт резервов 19 корпуса, а в начале октября перебросили из Северной Норвегии в район Петсамо, Луостари самокатно-разведывательную бригаду „Норвегия", а из района Рованиеми —13 отдельный пулемётный батальон и 230-й про­ тивотанковый дивизион 169 пехотной дивизии. С началом наступления 14 армии немцы спешно на автотранспорте пере­ бросили в район Никель, Ахмалахти 307 и 324 пехотные и 234 артиллерий­ ский полки 163 пехотной дивизии и некоторые отдельные батальоны. < ...> Потеряв свои позиции на рубеже р . Петсамойоки, главные силы 19 ГК, используя заранее подготовленные опорные пункты, продолжали оказы­ вать сопротивление на дорожных направлениях: Петсамо, Тарнет, Киркенес; Луостари, Ахмалахти', Луостари, Никель, Сальмиярви. Судя по тому, что немцы оказывали упорное сопротивление на подступах к Никелю, Ахмалахти и Киркенесу, и потому, что еще до 19 октября они продолжали подтягивать сюда с юга части 36 армейского корпуса, можно было полагать, что к началу второго этапа нашей операции решения об отходе из района Никеля и Сев. Норвегии у них еще не было. <.. .> От исходного района до Никеля дорога проходит по северной части возвышенности Петсамонтунтури, далее, огибая южный берег озера Куэтсъ­ ярви, по болотистой низине выходит на дорогу Петсамо, Рованиеми, кото­ рая на всём протяжении от Сальмиярви до оз .Инари проходит по долине реки Патсойоки вдоль ее правого берега... Корпус должен был наступать вдоль дороги Луостари, Никель, Сальмиярви и далее на юго-запад по петсамо- рованиемской дороге. Возвышенность Петсамонтунтури представляет собой нагромождение ска­ листых холмов, изрезанных оврагами и болотистыми лощинами. Наибольшая высота —гора Куорпукас — достигает 636,3 м над уровнем моря. Между хол­ мами на различных высотах над уровнем моря много небольших озёр. Возвы­ шенность лишена всякой растительности и открыта для воздушного наблюде­ ния. Местность от Никеля на запад и далее по долине р. Патсойоки на юго- запад представляет лесисто-болотистую холмистую тундру со значительным количеством озёр и небольших рек (притоков р. Патсойоки). Ровных участ­ ков местности, пригодных для посадки самолётов и оборудования посадочных площадок, почти нет. На всём этом направлении, на протяжении более 150 км, за три с лишним года войны немцы построили всего два аэродрома —в районе Ванхаталвикюля (6 км юго-западнее оз .Куэтсъярви) и у развилки Маятало (по дороге на Наутси)... Вдоль дороги имелись подготовленные оборони­ тельные рубежи, сохранившиеся еще со времен советско-финляндской войны, а также построенные немцами: в дефиле озёр Пороярви, гора Каскама, рубеж южнее разв. Маятало, р. Наутсийоки, по советско-финской государственной границе и ряд других, менее значительных. Река Патсойоки и система больших и малых озёр являются серьёзными препятствиями и ограничивают манёвр войск. Даже небольшие речки, проте­ кающие обычно или в болотистых, или в скалистых берегах, часто являются непреодолимыми препятствиями. Единственная дорога (Петсамо —Рование­ ми), пролегающая в полосе наступления корпуса, представляет как бы мост и гать через труднопроходимую местность, сойти с которой не всегда было возможно. Метеорологические условия создавали серьезные трудности для войск. Прогноз погоды на октябрь был следующим: С 18 по 20.10 —сплошная облачность. Снег, ветер юго-восточный 2 -7 м/сек. Температура +2°, 3° с постепенным понижением до 0°, -5°. С 21 по 25.10 —в первой половине срока значительная облачность. Снег. Во второй половине срока сплошная облачность. Снег, метель. Усиление вет­ ра. Температура от 0° до —5' с временным похолоданием в середине срока до -2 °, -6°.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz