Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

383 НЁЙДЕНСКИЙ ЛОПАРСКИЙ ПОГОСТ ло реки, стоит маленькая часовня, которая согласно традиции была построена самим Трифоном в 1565 году. Этот район издавна являлся важнейшим местом весеннего лова рыбы для скольте-саамского рода Нявдам: здесь, на водопа­ де Скольте вылавливалось огромное количество сёмги. Начиная с 1500 го­ дов, большая часть улова продавалась норвежским, русским и нидерландским купцам. Эта деятельность контролировалась Печенгским монастырем, и по­ этому эта часовня в Нейдене также была частью деятельности Печенгского монастыря. Согласно традиции часовня была построена Трифоном своими собственными руками, и сегодня это единственное здание, оставшееся после него. 24 июня 1565 года она была освящена в честь Св. Георгия священником Илларионом. Лишь православный крест на крыше свидетельствует о том, что это скромное маленькое здание церковное. Часовня имеет скромные размеры: 3,5 м в длину и 3,25 м в ширину, высота под стропилами 1,45 м и под коньком 2 м. Стены срублены «в лапу», а пол из обработанных топором досок. Наличники имеют типично русско-карельскую резьбу, уходящую корнями в Средневековье. Иконостас относительно новый, в неоклассическом стиле с колоннами и архитравом золотого и белого цветов. Но иконы старее иконостаса, некоторые предположительно начала 16 века. Они представляют Иисуса Христа, Деву Марию, Иоанна Крестителя и апо­ столов Филиппа и Фому. В более позднее время часовне были подарены и дру­ гие иконы, последней была большая икона святых Бориса и Глеба, написанная норвежским иконописцем Уве Грантом Свеве (Ove Grant Sveve). В часовне в Нейдене служили монахи Печенгского монастыря. Позднее православный приходской священник Печенги и Борисоглебска выполнял эту обязанность. Священник приезжал летом, чтобы отслужить службы и совер­ шить церковные обряды. Обряд крещения детей происходил в реке прямо перед часовней, умерших хоронили здесь же на кладбище. В 1880 году миграция финского, карело-русского населения в Сёр-Варангер стала значительной. Основным местом переселения был Нейден, и это послу­ жило расширению здесь деятельности православной церкви. Когда Печенг­ ский монастырь был восстановлен, Нейден получил статус прихода с соб­ ственным священником, который занимался обучением скольте-саамов. Не­ сколько детей из Нейдена смогли посещать школу в Борисоглебске, где они изучали катехизис и кириллицу. После 1914 года, когда русских священников в Нейдене не стало, право­ славный колорит этого места постепенно стал исчезать. Последнее погребение было совершено в 1910 году, а последнее крещение в 1912 году. Такой ситуа­ ция оставалась на протяжении 50 лет. Но один современный паломник изменил эту ситуацию, и в Нейдене на­ чался процесс восстановления православных традиций. Это был финский пра­ вославный священник, который посетил Сёр-Варангер и обнаружил часовню в Нейдене. Результатом обсуждений вопроса с местными органами культуры стало юбилейное богослужение 5 сентября 1965 года, отметившее 400-летний юбилей нейденской часовни. С тех пор ежегодно в Нейдене проводятся лет­ ние богослужения, причем выработался особенный стиль литургии во время этих богослужений. Патронаж осуществляет Финская православная церковь во главе с митрополитом Хельсинским и епископом Оулу. Церковный хор приезжает обычно из Иломанси в Карелии или из Рованиеми в Финляндии. На протяжении столетий часовня в Нейдене была важным местом палом­ ничества. Сюда приезжали и скольте-саамы и другие православные люди из Норвегии, Финляндии и России. Они жаждали духовного и физического ис­ целения. Прежде чем они входили в часовню, они мылись в речной заводи выше водопада Скольте. Река и заводь были освящены святым Трифоном, и вода должна была иметь исцеляющее действие. Также и в последующие годы проводились специальные ритуалы для освящения воды реки Нейден. Вода использовалась для освящения новых православных церквей в Финлян-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz