Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

382 колтта, которое зависело главным образом от морского рыболовства. А саамы- колтта, жившие возле порога Колттакоски на реке Нявдеме, зависели от ловли морского лосося ловушкой (kapalaverkolla). В прежние времена численность пазрецких лопарей была меньше, чем нявдемских. Основываясь на родствен­ ных отношениях или принадлежности к тому или иному роду, пазрецкие лопа­ ри участвовали в богатой рыбалке на морского лосося у водопада-порога Колт­ такоски в Нявдеме. Уже издавна в Нявдеме было поселение саамов-колтта. Территория вблизи Нявдемы (Нейдена) у озера Чуоппаяур ((с.): Tshuappajaur, (ф.): Havitysjarvi)) была обжита ими уже в 1300 гг. Отряд мстителей Пекки Везайсена в конце XVI века уничтожил все, что находилось в зоне деятель­ ности Печенгского монастыря: как здания, постройки, так и попавших им в руки людей. Цель нападения шведов была —завладеть побережьем Ледови­ того океана и заселить его. Сохранились старые предания, рассказывающие о нападении „чуди“ на Нейден. Рядом с часовней в Нейдене похоронено боль­ шое количество погубленных саамов-колтта. Согласно преданию, саамы-колтта и саамы-инари объединились и отпра­ вились вниз по р. Кемийоки в преследование с целью отомстить. К счастью, в Нявдеме, Пазреке, Печенге остались в живых некоторые саамы-колтта, несмотря на убийства и разорение. Народ не был уничтожен. Население по­ бережья, пострадавшее от нападения, переселилось с семьями в более без­ опасные места, такие как Колттасаари (Koltta’suel) у Хеюхенъярви на р .Паз. Затем в 1800-х гг. на побережье Варангер-фьорда пришли с юга финны, земледельцы и скотоводы, а оттуда —на мягкие рыхлые земли Нявдемского погоста, на его травяные угодья. В то время норвежская политика заселения привела к тому, что финны вскоре завладели всей промысловой территори­ ей, всеми тонями для ловли лосося, а также всеми оленьими пастбищами саамов-колтта. Не могло быть миролюбивых отношений между пришельца­ ми и жившими в гармонии с природой нявдемскими саамами-колтта. Семьи саамов-колтта из Нявдемы (Нейдена) вынуждены были переселиться на Пе- ченгскую половину Пазрецкого погоста. После Тартусского (Юрьевского) мира притесненные финнами жители Нявдемы, вынужденные частью пересе­ литься на Пазреку, частично остались в Нейдене в малом количестве, прак­ тически были разобщены и обречены на уничтожение. В давние времена пазрецкие саамы-колтта жили зимой в верховьях Паз- реки. По веснам они переселялись вниз по течению, в район Колттакёнгас (в окрестностях пос. Борисоглебский) и на ближайшее морское побережье в места промысла лосося и другой морской рыбы. В последние столетия в Бекфьорде и др. морских территориях они ловили сёмгу гарвами и во­ шедшим в последнее время в употребление неводом-клином. В 1852 г. пазрец­ кие саамы-колтта еще имели возможность свободно заниматься промыслом в традиционных местах, в т. ч. и на норвежском морском берегу, несмот­ ря на уже состоявшееся разграничение между Россией и Норвегией. Когда Финляндия получила по Тартусскому договору Печенгу , норвежцы захотели выкупить права пазрецких лопарей на рыболовство в норвежских водах, кото­ рые у них оставались и после 1826 г. Финские официальные лица согласились с предложениями Норвегии, и Финляндия получила от Норвегии за права саамов-колтта на рыболовство у берегов Норвегии 1,2 млн золотых крон. Так закончились многовековые права пазрецких саамов-колтта на рыбный промы­ сел в традиционных для них местах». (Sergejeff К. & Blafield М. Petsamon kuvia,—Jyvaskyla, 1992.— С. 129, 130.) «Православное паломничество в Норвегии. Жизнедеятельность святого Трифона охватывала также небольшую часть территории Норвегии, которая стала православным культурным ареалом, и в Норвегии, таким образом, по­ явились православные места паломничества. Прямо посреди кладбища скольте-саамов в Нейдене, на возвышении око

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz