Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
381 НЁЙДЕНСКИЙ ЛОПАРСКИЙ ПОГОСТ Рис. 139. Часовня св. вмч. Георгия, по строенная в 1565 г. прп. Трифоном Печенг- ским в Нявдеме (ныне Нейден, Норвегия). живут несколько норвежских лопарей, исповедующих православную веру. Вид часовни до нельзя жалкий. б) По Нявдемской губе, Kiofjord, на западном берегу которой как раз про тив бухты Nordre Lervaag, вдающейся в западный берег острова Шалима (Skogero), возвышается утёс Akkobaft. В верхней части утеса на красном гра ните отчетливо виден белый крест, оказывающийся при ближайшем осмотре образованным пересечением прорезывающих гранит кварцовых жил. По это му поводу существует следующее лопарское предание: „Жил святой Трифон, крестник Господа Бога. Он построил церковь у Goevnjes (пограничный па дун) и начал проповедь против кебунов (лопарских колдунов). Услыхал он, что на Акко собралось однажды много народа, и кебуны готовились совер шать там жертвоприношение из оленьего мяса. Преподобный Трифон поехал в лодке от падуна сначала по Пазрецкой губе, потом по Косой губе и по Няв демской и, подъехав к Akkobaft, встал в лодке, поднял руку к утёсу и сделал знак креста, и крест запечатлелся на скале и виден до сих пор. Кебуны обра тились в каменья, а жертва их в прах“. в) На западном берегу той же Нявдемской губы, при самом ее устье, есть небольшой заливец —становище Шапкино, посреди которого лежит высокий и крутой остров Шапкин, разделяющий становище на 2 части. Тут было до 1811 года самое западное становище нащих рыбаков. В 1818 году для его защиты была устроена батарея, следы которой видны были еще в 1826 году». (Путеводитель по Северу России.—2-е изд.—СПб., 1899.—С. 111-114.) Гортер-Гренвик В.: «.. .Территория саамской общины в Ньявдеме располага лась к югу от Варангер-фьорда, в прибрежном районе, простиравшемся от Бугойфьорда на западе до Печенги на востоке. Район фактически оставался под российской юрисдикцией, хотя Дания-Норвегия продолжала претендо вать на весь Кольский полуостров. Вплоть до 1814 г. эта претензия подтвер ждалась ежегодно демонстративными поездками в Колу. По пути взимались налоги с восточносаамских общин в общем районе, так что община в Нья вдеме продолжала платить двум государствам. Ранее вдобавок они платили налоги и Швеции. Эта претензия на Кольский полуостров была формально снята лишь после пограничного договора в 1826 г.». (Печенгский монастырь / / Моряк Севера.—1990,—21 марта.) Sergejeff К. (Сергеев К.): «В норвежском Нейдене, в бассейне реки Няятя- мё (р .Нявдема) всегда существовало достаточно большое поселение саамов-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz