Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

380 скольскими доходы вместе». (Книга писцовая Кольского острога и уезда (1608-1611 гг.) / / Харузин Н.Н. Русские лопари.—М., 1890.—С .441-458.) «А межь Паз рекою и Нявдемою речка Ворьяма, а владеют тою речкою Печенского монастыря старцы, ловят красную рыбу сёмгу. От Паз реки и от Пазрецкого лопского погоста к Варгаву тое же Кончанские лопи, Верхняя зем­ ля тожь, до Нявдемы реки и до Нявдемского лопского погоста сухим путем и морем 70 вёрст. А владеют тою Нявдемою рекою Нявдемские лопари тремя долями, а четвертью тое реки владеют Печенского монастыря старцы, ловят красную рыбу сёмгу. А лопари в том погосте крещёные руские веры 10 чело­ век, то и последние крещёные лопари к Варгаву. А тот погост Нявдемской от Кольского острогу 270 вёрст, а до Варгава от того Нявдемского погоста су­ хим путем 230 вёрст. А платят те лопари государеву дань в Кольской острог истари по 132-и год с Кончанскою лопью, а не с Терскою, с угодей по рублю по 18 алтын по 4 деньги на год; да с них же поминочных емлетца по 3 ефимки да по кожи оленьи. Да с тех же лопарей девяносто до девятого году Дацко­ го короля даныцики имали на короля дани истари с угодей же по 13 алтын по 2 деньги на год; а з 99-го году до 110-го году Дацкого короля данщики имали на короля дань с тех лопарей по 15 алтын с человека, а не с угоден. И со 110-го году, как Варгавские державцы государевых данщиков в Кончан- скую лопь, которые веруют Дацкую веру, в Варенскои погост и за Варгав на государя дань збирать даньщиков попрежнему, как было истари, пропу- щать не учали, и Кольские воеводы Дацкого короля даньщиков дани збирать с крещеных лопарей руские веры пропущать не учали жь. А во 120-м году тое королевскую дань, что имали на государя по 15 алтын с человека, взял Дацкого короля даныцик. И со 121-го году по 132-и год по 15 алтын с человека с Пазрецких и с Нявдемских лопарей тое королевскую дань емлют на госу­ даря. И которые данные целовальники в те Пазрецкои и Нявдемской погосты для государевы дани ездят, и те данные целовальники, приехав в Кольской острог, и сказывают, что с тех Пазрецких и Нявдемских лопарей емлют на го­ сударя две дани: государеву дань и Дацкого короля, а датские даныцики с тех же лопарей емлют на датцкого короля третьего дань, и те-де лопари Пазрецкие и Нявдемские платят те три дани с великою нужею». (Роспись лопарским погостам 1623-24 гг. / / Сб. материалов по истории Кольского п-ова в ХѴІ-ХѴІІ вв.—JI., 1930.—С. 58, 59.) Огородников Е. К.: «Следя за подробными указаниями, как в актах мона­ стырских, так и в других, о размещении Лопарей... в теч. XVI века и часто в XVII столетии, мы находим их в следующих местах: 1) Лопари на Варанге (эти лопари по Тявзинскому договору 1596 г. остались данниками шведского короля)... 2) Лопари Навденские (по р. Навдеме) и др. .. .занимали пространство от Варангерского залива к востоку, почти до берегов р. Колы; об этих Лопарях впервые упоминается под 1556 годом, ко­ гда земли, ими занимаемые вместе с ними самими были отданы в вотчину Печенскому монастырю». (Мурманский и Терский берега по книге Большого Чертежа.—СПб., 1 8 6 9 ,-С. 30.) Островский Д . Н.: «В 10-ти милях западнее губы Ровдиной по середине об­ ширной губы лежит остров Шалим, по-норвежски Skogero, образующий с бе­ регом губы пролив, изогнутый тремя коленами, из которых каждое носит название губы: < ...> с западной стороны —губа Нявдема (Кіо Fjord). От церкви Бориса и Глеба могут быть совершены следующие интересные поездки: а) .. .в реку Нявдему к старинной русской часовне, построенной по пре­ данию еще Трифоновым Печенским монастырем, и около которой до сих пор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz