Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

370 Средний из Титовки с материка, теперь занятого немцами. Выходя на пе­ решеек у Кутовой, дорога эта, не захватывая хребта Муста-Тунтури, далее разветвлялась: одна ветвь вдоль юго-восточного берега Среднего вела к пере­ шейку на Рыбачий, другая —параллельно хребту Муста-Тунтури на запад, к огневым позициям батареи Поночевного у берега Матти-вуоно, то есть к самой западной оконечности Среднего, а оттуда через центр полуострова — в Пумманки. Направление опаснейшее. Съездив вскоре туда, я убедился, что вся эта прибрежная дорога плохо защищена... Теперь мы жили (август месяц) с комиссаром СОР Б. М. Балевым в одной землянке не в Восточном озерке, а на полуострове Среднем, на берегу ручья Корабельного, хотя я полагал, что в будущем изменю место флагманского командного пункта. .. .За три с лишним года фашисты создали на перешейке и в глубине Муста-Тунтури систему опорных пунктов с множеством дотов, дзотов, огне­ вых точек и НП, выложенных из камня с прослойкой торфа, и хорошо раз­ витую систему ходов сообщения. На хребте и на высотах 109,0 и 122,0 они вырубили в скалах бомбоубежища и туннели, не только надежно укрывающие от снарядов и бомб, но и позволяющие после артподготовки, предшествующей атаке, скрытно занять огневые точки. Подступы к опорным пунктам преграж­ дала проволока в два-три ряда на деревянных и металлических кольях и ро­ гатках, множество спиралей „Бруно“ и просто колючка внаброс, укрепленная на камнях, многочисленные минные поля, главным образом из противопехот­ ных осколочных мин типа „S Мі-35“, местами мощные фугасы, камнеметы и фугасные огнеметы. Все эти инженерные сооружения, препятствия на мест­ ности, сильно пересечённой, в голых каменистых горах высотой до 400 мет­ ров над уровнем моря, среди непроходимых отвесных скал, сильно затрудняли продвижение пехоты, создавая невероятные трудности для прорыва. Артилле­ рия и обозы, даже танки, как потом оказалось, могли двигаться только по до­ рогам, а их всего две. Одна, довоенная, хорошо нам известная, на восточном берегу Среднего, через Кутовую на Титовку, выводящая на единственную магистраль Титовка-Пороваара. Здесь противник построил самую сильную оборону с тактической глубиной до четырех километров. Вторая дорога была построена немцами во время войны, начиналась она в километре от сред­ ней части Муста-Тунтури и выходила на ту же магистраль в обход высоты 388,9. О ней узнали только в последнее время, когда усилилась воздушная разведка. Подходы к этой дороге защищались слабее, тактическая глубина обороны здесь не превышала полукилометра. Противник считал этот участок за хребтом непроходимым для танков и артиллерии и потому не имеющим оперативно-тактического значения. .. .К 10 часам 30 минутам 11 октября 1944 г. весь хребет был очищен...» (Поле боя —берег.—Мурманск, 1977,—С. 63, 303.) Рассохин В. В.: «7 октября 1944 года войска 14 армии Карельского фронта взломали оборону противника, форсировали реку Титовка и устремились на Печенгу. Тем временем Северный флот блокировал побережье Баренцева моря и Пет- самский залив. В ночь на 10 октября 63 бригада морской пехоты высадилась десантом на побережье губы Малая Волоковая, а 12 бригада морской пехоты получила задачу прорвать сильно укрепленную оборону противника, которую он создавал в течение трех военных лет на горном хребте Муста-Тунтури. Этот мрачный хребет находится между Мотовским заливом и заливом Маттивуони. Протяжённость хребта по фронту равняется 5 км, а высота его достигает 200 метров. На вершине хребта и в глубине обороны противник имел большое количество дотов, дзотов, минных полей и проволочных за­ граждений, огнеметов, камнеметов и других инженерных оборонительных со­ оружений. Кроме того, сама природа создала здесь неприступную крепость.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz