Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
33 АНЙКИЕВЫ БОЛ. и МАЛ. Да как свистнет, сказывают, он его, Анику-то, в ухо: у народа и дух захватило! Смотрят, как опомнились: богатыри-то бороться снялись и пошли козырять по берегу: то на головы станут, то опять угодят на ноги, и все колесом... у народа и в глазах зарябило. Ни крику, ни голосу, только отдуваются да суставы хрустят, и кувыркают они этак-то, все дальше да дальше, да и из глаз пропали, словно бы-де в окиян ушли. Стоит это народ-от да богу молится, а паренек как тут и был, пришел, словно ни в чем не бывал, да и вымолвил: — Молись-де, мол, братцы, крепче; ворога-то вашего не стало: убил,— говорит. Да и пропал паренек-от. С тем только его и видели. А Аника-то тоже пропал. .. .В становище Корабельна Губа, подле Колы, островок экой махонькой есть: зовут его Аникиным и кучу камней на нем показывают... А, стало быть, Аники-то, мол, этого могила. Так и в народе слывет». «В Кольской губе, верстах эдак в пятидесяти от Колы, есть маленький островок Аникиев. Меж им да матерой —салма, не порато велика. Тутотки теперь становище есть для людей, по прозванию Корабельна губа. Давным-давно жил да был богатырь Аника. У эвтого Аники было суденко, а на судне-то Аника разъезжал по морю-окияну. Кто его знает —чего ради ездил он тамотки: поди уж не за добрым делом. По зимам Аника куды-то отлучался, а по летам приезжал на эвтот остров... А бывает, он тутотка и жил. Оно бы и нешто, кабы Аника не обижал добрых людей —а то нет: как падет весна и промыслы начнутся, так Аника уж тут как тут на острови ходит по ём да промышленников дожидает. Вишь, у него заведено было, чтобы всяко промышленно судно, коли пойдет с моря с грузом домой али куды в становище, то приворачивало бы к острову и отдавало бы Анике-богатырю часть промысла,—так „здорово живи", ни за што, ни про што. Позорились православны, да чего тут со злодеем станешь делать-то? Не отдай-ка добром, дак силой возьмет, а коли что —дак и живого не оставит. Долго-таки вёлся эвтот обычай и не было на Анику ни суда, ни расправы». (Записано в пос. Териберка Мурманской обл. в 1931 г. Р. Липец / / Криничная Н. А. Предания Русского Севера.—СПб., 1991.—С. 142-144, 146.) Жилинский А. А.: «Остров Аникиев. С названием острова связано следую щее предание. В прежнее давнее время все промышленники по становищам Рыбачьего полуострова должны были платить дань обладавшему непомер ной силой разбойнику Анике, приходившему каждую весну на своем корабле к острову, пока с . . .> не был убит неким пришельцем. Много на острове плит с надписями, <.. .> каменная летопись Мурмана. Здесь имена датских, немец ких, голландских шкиперов, приходивших на Мурман за рыбою в XVI, XVII, XVIII веках. Некий Bernet Gundersen запечатлел: „...у меня отняли судно". Высечена и русская надпись: „Лето 7158 горевал Гришка Дудин“». (Крайний Север Европейской России. Архангельская губерния.—Пг., 1919.) Итак, по одной версии название острова произошло от имени разбойни ка Аники, взымавшего десятую часть выловленной рыбы с каждого судна, скопление которых было особенно большим именно у северо-восточной око нечности п-ова Рыбачий. В основе этой версии легенды лежат вполне исто рические события: о сборе промысловой десятины упоминается в Писцовой книге 1608 г.: «Приходят на удьбу двиняне и кореляне и поморских волостей люди да и ловят на Мурманском море рыбу треску и палтус... С тех своих рыбных промыслов... дают в государеву казну десятую большую рыбу, кото рую и емлют кольские таможенные целовальники». Еще в 1582г. в Колу из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz